N°43
16 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.03.2005
Михаил Циммеринг
Счет и фактура
Минфин и МЭРТ представили ведомственные бизнес-планы

версия для печати
Два ключевых экономических ведомства -- Минфин и Минэкономразвития -- докладывали вчера в Белом доме о том, на каких проблемах собираются концентрировать свои усилия в ближайшие годы и каких результатов попробуют добиться. Доклады министерств были представлены на очередном заседании возглавляемой вице-премьером Александром Жуковым правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.

Напомним, что начиная с 2006 года министерства, федеральные службы и агентства переводятся со сметного на программно-целевой метод бюджетного финансирования. Проще говоря, деньги будут выделяться под конкретные программы с ясными целями, прописанными путями их достижения и предполагаемыми результатами. Такой метод финансирования правительственных структур, по убеждению правительства Михаила Фрадкова, должен существенно повысить эффективность бюджетных трат.

По словам знакомого с работой комиссии правительственного чиновника, хотя доклады Минфина и МЭРТ и были в целом одобрены, однако без замечаний не обошлось. Наиболее значимым недостатком труда Минфина эксперты, готовившие под эгидой МЭРТ заключение на доклад, назвали его неполноту. У них не возникло возражений по поводу формулировок заявленных целей и задач, касающихся, в частности, качественной подготовки бюджета, поддержания макроэкономической и финансовой стабильности, формирования конкурентной налоговой политики. «Рецензенты», однако, обратили внимание на то, что в докладе отсутствуют цели и задачи, связанные с рядом других закрепленных за министерством функций, например, в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и камней, организации и проведения лотерей и т.д. Ведомству г-на Кудрина рекомендовано исправиться.

Непонимание у экспертов, а вслед за ними и у членов комиссии вызвал и рост непрограммных расходов Минфина с 2,5% (22,7 млн руб.) в 2005 году до 2,5% (31,8 млн руб.) в 2006-м и 4,4% (58,6 млн руб.) в 2007-м. Признано, что это противоречит принципам расширения использования программно-целевых способов расходования средств. Всего же Минфин запросил на свое содержание в 2005 году 1,157 млрд руб., в 2006-м -- 1,25 млрд руб., в 2007-м -- 1,337 млрд руб. За эти деньги (за вычетом средств на непрограммные расходы) планируется реализовать около 30 ведомственных целевых программ, охватывающих практически все направления деятельности министерства. Под программно-целевое финансирование подпадает, например, управление средствами стабилизационного фонда. На это Минфин просит 18,3 млн руб. в 2006 году и 19,6 млн -- в 2007-м. Причем, как указано в докладе, «основные расходы на осуществление программы состоят из расходов на денежное содержание сотрудников и расходов на обеспечение их деятельности». Кстати, на основе доклада можно сделать вывод, что объем неприкосновенной части стабфонда в 500 млрд руб. останется неизменным (ранее звучали предложения рассчитывать его в процентах от ВВП). Средства фонда Минфин планирует размещать с доходностью 3% годовых. Столь низкая доходность объясняется тем, что закон разрешает инвестировать деньги всероссийской заначки исключительно в ценные бумаги наиболее развитых стран, то есть наиболее надежные, но наименее доходные финансовые инструменты.

Впрочем, выполнение ряда целей, заявленных Минфином, трудно соотнести с выполнением той или иной ведомственной программы. Мало того, они вообще вряд ли выполнимы. Речь идет, например, об инфляции. На 2005 год Минфин планирует ее рост на уровне 8,5% (этот показатель также указан в докладе), на 2006-й -- 7,5%, на 2007-й -- 6,5%. Сегодня уже почти никто из аналитиков на показатель инфляции 8,5% по итогам 2005 года не поставит и ломаного гроша. Учитывая, что все последние годы (за исключением 2003-го) правительственные прогнозы по инфляции оказывались заниженными, существует большая вероятность, что и ближайшие несколько лет не станут исключением. Впрочем, кара за неисполнение целевого показателя вряд ли будет ощутимой, если вообще последует. На наказание рублем вряд ли стоит рассчитывать. Не урежут же расходы на министерство, от которого напрямую зависит финансирование всех других правительственных структур. Похоже, вопрос о том, как министерства и ведомства будут отвечать за невыполнение собственных планов, пока вообще не рассматривается.

Проанализировав доклад Минэкономразвития, эксперты, в том числе неправительственные, пришли к выводу, что система целей, задач и показателей ведомства Германа Грефа недостаточно полно охватывает по сути самые важные направления -- обеспечение экономического роста, повышение качества жизни, создание потенциала будущего развития и ряд других. Более того, нет ответа на вопрос, какое министерство несет ответственность за формирование системы стратегических целей, оценку вклада того или иного ведомства в решение общенациональных задач. Примечательно, отмечают эксперты в своем заключении, что «по факту» такая работа как раз ведется МЭРТ и Минфином. Похоже, Минэкономразвития не особо рвется отвечать, по крайней мере в одиночку, за достижение основных показателей, характеризующих состояние российской экономики. Что, впрочем, вполне объяснимо. От экономических ведомств в целом и от МЭРТ в частности порой мало что зависит. Оказавшие негативные последствия для экономики действия прокуратуры в отношении ЮКОСа -- тому наглядное подтверждение. А повлиять на прокуратуру не то что г-н Греф, сам премьер вряд ли может. Силовиков, как известно, курирует лично президент. А ему целевых планов писать не положено.
Михаил ВОРОБЬЕВ


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  16.03.2005
AP/NTV
Аслана Масхадова не хотели брать живым
Официальные представители ФСБ РФ вчера объявили, что их ведомство выплатило неким гражданам обещанное прошлой осенью вознаграждение в 10 млн долл. за информацию, которая помогла спецслужбам установить точное местонахождение «международного террориста Аслана Масхадова»... >>
  • //  16.03.2005
Михаил Циммеринг
Минфин и МЭРТ представили ведомственные бизнес-планы
Два ключевых экономических ведомства -- Минфин и Минэкономразвития -- докладывали вчера в Белом доме о том, на каких проблемах собираются концентрировать свои усилия в ближайшие годы и каких результатов попробуют добиться... >>
  • //  16.03.2005
Денис Синяков
Михаил Прусак -- один из самых опытных российских губернаторов. Он руководит Новгородской областью почти полтора десятилетия. О последствиях смены системы управления российскими регионами и социальных реформ Михаил ПРУСАК беседовал с журналистом Людмилой ТИМОФЕЕВОЙ -- специально для "Времени новостей"... >>
  • //  16.03.2005
Вячеслав Кочетков
Юрий Лужков требует избавить дворы от противоледных реагентов
Несмотря на продолжающиеся морозы и снегопады, в кабинеты столичной мэрии, похоже, пришла весна. Во всяком случае на вчерашнем заседании правительства Москвы городские власти уже подвели итог отопительному и снегоуборочному сезонам... >>
  • //  16.03.2005
МВД анонсирует рост арестов по налоговым преступлениям
Вопреки всем потугам кабинета министров оптимизировать налоговое администрирование, установив для фискалов четкие критерии дозволенного, в законодательстве остается главное пугало налогоплательщиков... >>
  • //  16.03.2005
Белоруссия хочет перейти на российскую валюту с 1 января 2006 года
Единая валюта должна быть введена на территории России и Белоруссии с 1 января 2006 года. Такое заявление сделал вчера на очередном заседании совмина союзного государства белорусский премьер Сергей Сидорский. Он сослался на волю президентов двух стран... >>
//  читайте тему:  Россия и Белоруссия
  • //  16.03.2005
Александр Миридонов
Конституционный суд огорчил топ-менеджеров
Руководителям частных и государственных компаний не удалось с помощью одной из высших судебных инстанций страны прибавить к своим привилегиям еще и право требовать мотивированного объяснения причин своего увольнения -- как это необходимо, скажем, при расторжении трудового соглашения с рядовым сотрудником... >>
  • //  16.03.2005
ИТАР-ТАСС
Министр образования не верит экономистам с дипломами института культуры
Российским студентам пока можно не опасаться сокращения бюджетных мест в вузах. Глава Минобразования и науки Андрей Фурсенко опроверг вчера слухи о якобы планируемой резкой коммерциализации высшего образования... >>
  • //  16.03.2005
Нарушения законодательства в сфере потребительского рынка вскрываются в 85% случаев, сообщили в «Роспотребнадзоре». Число заявлений и жалоб потребителей за девять месяцев прошлого года выросло на 12%... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика