Время новостей
     N°43, 16 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2005
Счет и фактура
Минфин и МЭРТ представили ведомственные бизнес-планы
Два ключевых экономических ведомства -- Минфин и Минэкономразвития -- докладывали вчера в Белом доме о том, на каких проблемах собираются концентрировать свои усилия в ближайшие годы и каких результатов попробуют добиться. Доклады министерств были представлены на очередном заседании возглавляемой вице-премьером Александром Жуковым правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.

Напомним, что начиная с 2006 года министерства, федеральные службы и агентства переводятся со сметного на программно-целевой метод бюджетного финансирования. Проще говоря, деньги будут выделяться под конкретные программы с ясными целями, прописанными путями их достижения и предполагаемыми результатами. Такой метод финансирования правительственных структур, по убеждению правительства Михаила Фрадкова, должен существенно повысить эффективность бюджетных трат.

По словам знакомого с работой комиссии правительственного чиновника, хотя доклады Минфина и МЭРТ и были в целом одобрены, однако без замечаний не обошлось. Наиболее значимым недостатком труда Минфина эксперты, готовившие под эгидой МЭРТ заключение на доклад, назвали его неполноту. У них не возникло возражений по поводу формулировок заявленных целей и задач, касающихся, в частности, качественной подготовки бюджета, поддержания макроэкономической и финансовой стабильности, формирования конкурентной налоговой политики. «Рецензенты», однако, обратили внимание на то, что в докладе отсутствуют цели и задачи, связанные с рядом других закрепленных за министерством функций, например, в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и камней, организации и проведения лотерей и т.д. Ведомству г-на Кудрина рекомендовано исправиться.

Непонимание у экспертов, а вслед за ними и у членов комиссии вызвал и рост непрограммных расходов Минфина с 2,5% (22,7 млн руб.) в 2005 году до 2,5% (31,8 млн руб.) в 2006-м и 4,4% (58,6 млн руб.) в 2007-м. Признано, что это противоречит принципам расширения использования программно-целевых способов расходования средств. Всего же Минфин запросил на свое содержание в 2005 году 1,157 млрд руб., в 2006-м -- 1,25 млрд руб., в 2007-м -- 1,337 млрд руб. За эти деньги (за вычетом средств на непрограммные расходы) планируется реализовать около 30 ведомственных целевых программ, охватывающих практически все направления деятельности министерства. Под программно-целевое финансирование подпадает, например, управление средствами стабилизационного фонда. На это Минфин просит 18,3 млн руб. в 2006 году и 19,6 млн -- в 2007-м. Причем, как указано в докладе, «основные расходы на осуществление программы состоят из расходов на денежное содержание сотрудников и расходов на обеспечение их деятельности». Кстати, на основе доклада можно сделать вывод, что объем неприкосновенной части стабфонда в 500 млрд руб. останется неизменным (ранее звучали предложения рассчитывать его в процентах от ВВП). Средства фонда Минфин планирует размещать с доходностью 3% годовых. Столь низкая доходность объясняется тем, что закон разрешает инвестировать деньги всероссийской заначки исключительно в ценные бумаги наиболее развитых стран, то есть наиболее надежные, но наименее доходные финансовые инструменты.

Впрочем, выполнение ряда целей, заявленных Минфином, трудно соотнести с выполнением той или иной ведомственной программы. Мало того, они вообще вряд ли выполнимы. Речь идет, например, об инфляции. На 2005 год Минфин планирует ее рост на уровне 8,5% (этот показатель также указан в докладе), на 2006-й -- 7,5%, на 2007-й -- 6,5%. Сегодня уже почти никто из аналитиков на показатель инфляции 8,5% по итогам 2005 года не поставит и ломаного гроша. Учитывая, что все последние годы (за исключением 2003-го) правительственные прогнозы по инфляции оказывались заниженными, существует большая вероятность, что и ближайшие несколько лет не станут исключением. Впрочем, кара за неисполнение целевого показателя вряд ли будет ощутимой, если вообще последует. На наказание рублем вряд ли стоит рассчитывать. Не урежут же расходы на министерство, от которого напрямую зависит финансирование всех других правительственных структур. Похоже, вопрос о том, как министерства и ведомства будут отвечать за невыполнение собственных планов, пока вообще не рассматривается.

Проанализировав доклад Минэкономразвития, эксперты, в том числе неправительственные, пришли к выводу, что система целей, задач и показателей ведомства Германа Грефа недостаточно полно охватывает по сути самые важные направления -- обеспечение экономического роста, повышение качества жизни, создание потенциала будущего развития и ряд других. Более того, нет ответа на вопрос, какое министерство несет ответственность за формирование системы стратегических целей, оценку вклада того или иного ведомства в решение общенациональных задач. Примечательно, отмечают эксперты в своем заключении, что «по факту» такая работа как раз ведется МЭРТ и Минфином. Похоже, Минэкономразвития не особо рвется отвечать, по крайней мере в одиночку, за достижение основных показателей, характеризующих состояние российской экономики. Что, впрочем, вполне объяснимо. От экономических ведомств в целом и от МЭРТ в частности порой мало что зависит. Оказавшие негативные последствия для экономики действия прокуратуры в отношении ЮКОСа -- тому наглядное подтверждение. А повлиять на прокуратуру не то что г-н Греф, сам премьер вряд ли может. Силовиков, как известно, курирует лично президент. А ему целевых планов писать не положено.

Михаил ВОРОБЬЕВ