N°190
13 октября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ВРЕМЯ НЕДВИЖИМОСТИ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.10.2005
Олег Чалков
Кладбище старой техники
Общедоступный музей городского транспорта открыли для галочки

версия для печати
Нижегородский музей городского электротранспорта открывали 9 сентября 2005 года с помпой. В музее, который расположился на территории действующего трамвайного депо в Лапшихе, собралось начальство из местной транспортной компании «Нижегородэлектротранс», спонсоры, а то, как мэр города (Вадим Булавинов) перерезал традиционную ленточку, снимали несколько камер федеральных телеканалов. Последний раз такое пристальное внимание к нижегородскому электротранспорту было обращено в 1996 году, когда торжественно праздновалось 100-летие первого в России трамвая. Правда, нижегородский трамвай можно назвать старейшим в России условно. Первый трамвай на территории Российской империи появился в Киеве, который уже не-Россия. А на территории современной России первый трамвай был запущен в нынешнем Калининграде.

Пуск трамвая был приурочен к проведению в Нижнем Новгороде в 1896 году Всероссийской художественной и промышленной выставки. Тогда город активно благоустраивался, там были построены здания суда и театра. Правда, на протяжении двух с лишним десятилетий трамвайные депо представляли собой деревянные сараи, пока в 1920-е годы секретарь Нижегородского губкома ВКП(б) Жданов не решил наболевший вопрос радикально. В трамвайный парк превратили здание манежа, построенного на территории древнего Нижегородского кремля в начале XIX века. Почти полвека нижегородский, а потом горьковский трамвай «ночевал» в кремле.

Лишь в конце 60-х годов трамвайный парк переехал из кремлевского манежа в новое здание на тогдашней окраине города Лапшихе, которая сегодня считается почти что центром. Примерно тогда же родилась идея создать в городе музей городского транспорта. Выводившиеся из эксплуатации старые вагоны Трамвайно-троллейбусное управление (ТТУ) оставляло для будущего, тогда еще гипотетического музея. Но экспозицию музея никак не открывали -- на него не находили то денег, то подходящих площадей. При этом уже с 1972 года действовал музей трудовой и боевой славы ТТУ, в экспозиции которого были представлены лишь документы и макеты трамваев. Настоящие же ретро-трамваи продолжали храниться в разных депо города, где постепенно приходили в ветхость, некоторые из которых даже порезали под шумок. Часть старой техники отремонтировали к 100-летию пуска первого трамвая, однако за почти десять лет, которые прошли с тех пор, многие из них снова пришли в негодность. Так что из доживших до сегодняшнего дня девяти трамвайных вагонов и двух троллейбусов, которые и составили экспозицию, лишь три вагона оказались на ходу. Поэтому расхожее утверждение, что музей -- это кладбище истории, подходит к нижегородскому музею как нельзя более точно.

Кроме того, два трамвая считать историческими нельзя, хотя их и называют «первооткрывателями трамвайного движения в Нижнем Новгороде». Эти два вагона бельгийской фирмы «Эрликон» -- «новоделы», построенные «по мотивам» транспортных средств конца XIX века для съемок фильма «Запрещенные люди» по роману Горького «Мать». Много подобных нелепостей можно отметить и в отношении остальных вагонов: в одном самовольно перепланирован салон, в другом навесили неправдоподобную эмблему или указатель маршрута, на котором этот тип подвижного состава и вовсе никогда не работал. Впрочем, есть и действительно уникальные экземпляры -- например, трамвай модели РВЗ-7, построенный в количестве около 20 штук, на сегодняшний день остался единственным в России. Но он не на ходу -- восстановить его электронную систему у ТТУ нет ни сил, ни желания.

Тем не менее нижегородский музей мог бы стать первым в России общедоступным музеем городского транспорта. Музеем, куда можно прийти в выходной день всей семьей или с друзьями. На деле эта экспозиция разделила судьбу других ведомственных музеев -- увидеть старые трамваи и троллейбусы почти невозможно. Посетителей, пытавшихся попасть в музей в выходные спустя неделю после торжественного перерезания ленточек, встречала классическая вахтерша. Нет, она не продавала билеты, она предъявляла мятый клочок бумажки, где от руки было нанесено что-то вроде распоряжения: «Пускать в музей только в среду с 11 до 12». При этом желающих посмотреть на ретротехнику действительно много, та же вахтерша дала исчерпывающие сведения о количестве не попавших в музей посетителей: «Сегодня, между прочим, целый день народ дуром валил, особливо с дитями малыми».
Олег ЧАЛКОВ, Нижний Новгород


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  13.10.2005
Кирилл КАЛЛИНИКОВ
В Москве сносят очередной исторический памятник
Приговорено к сносу очередное трамвайное депо -- один из тех величественных краснокирпичных комплексов, что появились в Москве в начале XX века. На этот раз жертва -- депо имени Апакова, иначе -- Замоскворецкий трамвайный парк... >>
//  читайте тему:  Лужков разрушает Москву
  • //  13.10.2005
Московский музей наземного городского пассажирского транспорта вот уже несколько лет фактически является бездомным. Тем не менее работа по пополнению коллекции музея продолжается, а заместитель директора музея Михаил ЕГОРОВ не теряет оптимизма... >>
//  читайте тему:  Лужков разрушает Москву
  • //  13.10.2005
Олег Чалков
Общедоступный музей городского транспорта открыли для галочки
Нижегородский музей городского электротранспорта открывали 9 сентября 2005 года с помпой. В музее, который расположился на территории действующего трамвайного депо в Лапшихе, собралось начальство из местной транспортной компании «Нижегородэлектротранс», спонсоры... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика