N°133 27 июля 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Магистраль, первая во всем
С самого начала прокладки Транссибирской магистрали она стала полигоном новых строительных и управленческих технологий. Такой она остается и сегодня, сто лет спустя.
Уникальный характер самой протяженной на Земле железнодорожной трассы, проходящей к тому же по необжитым местам со сложным рельефом и суровым климатом, потребовал широкого применения технических новинок. Темпы сооружения Транссиба в свое время удивляли мир. Царский указ о строительстве дороги вышел в начале 1891 года. К зиме 1893 года было проложено 413 км, в 1894 году -- 891 км, в следующем году -- 1340 км! Даже в наше время такие темпы сделали бы честь любому железнодорожному проекту. А что это были за километры! В Сибири инженеры-железнодорожники столкнулись с проблемами, которых им никогда не приходилось встречать в европейской России. Ответом на коварство природы стали необычные технические решения. Познакомившись с вечной мерзлотой, строители Транссиба впервые в мире применили при прокладке туннелей теплоизоляционный слой между отделкой и грунтом, чтобы сохранить прочность мерзлых пород. И способ строительства домов на сваях, распространившийся потом по всем российским Северам, был придуман и испытан здесь. При возведении моста через Енисей использовали, также впервые, продольный метод надвижки больших ферм, который позволил намного ускорить монтажные работы. Первые в России железобетонные и стальные мосты тоже появились на Транссибе. Уже в советское время на железных дорогах Сибири и Дальнего Востока была развернута первая в нашей стране система диспетчерского руководства движением поездов. Когда в середине 50-х годов был принят генеральный план электрификации железных дорог СССР, то честь первым внедрить новый вид тяги (а заодно и преодолеть массу возникших при этом проблем) тоже предоставили Транссибу. Сегодня магистраль представляет собой уникальный по масштабам комплекс, управляемый из единого центра. Автоматизированные системы управления действуют на Забайкальской, Красноярской, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорогах. Скоро такими же АСУ будут оснащены Южно-Уральская и Свердловская ветки. Волоконно-оптические линии связи позволяют контролировать движение пассажирских и грузовых составов по магистрали в режиме реального времени. Средняя скорость движения поездов-контейнеровозов достигает 120 км/час. В прошлом году железнодорожники потратили много сил на расширение пропускной способности Транссиба. Открыто движение по трассе из китайского города Хиньчунь до станции Камышовая, которая, по прогнозам, обеспечит перевозку до 3 млн тонн грузов в год из Китая в порты российского Приморья. Другое направление работы -- реконструкция старых и строительство новых вокзальных комплексов. В этом году МПС планирует обновить вокзалы, в частности, в Находке, Ружнине, Сибирцеве. |
В июле 1901 года было открыто беспересадочное (с единственной паромной переправой через Байкал) железнодорожное сообщение от Челябинска до Сретенска (в Забайкалье). Это одно из важнейших событий в истории строительства Транссибирской железнодорожной магистрали наряду с началом строительства дороги в мае 1891 года, завершением сооружения КВЖД в июле 1903 года. История возведения этой железной дороги тесно связана с освоением Россией и СССР огромных территорий в Сибири и на Дальнем Востоке. >>
Совет безопасности приравнял Калининградскую область к Чечне На состоявшемся в четверг под председательством Владимира Путина заседании Совета безопасности рассматривался единственный вопрос -- сегодняшняя ситуация в Калининградской области и перспективы развития западного эксклава России. В аппарате Совбеза повестку заседания назвали «уникальной» -- отдельно взятый субъект федерации еще ни разу не становился объектом столь пристального внимания СБ России. За исключением разве что Чечни. Впрочем, «проблема Чечни» и «проблема Калининграда» лишь на первый взгляд не имеют ничего общего: по сути же, и в одном, и в другом случаях речь идет о перспективах сохранения целостности страны... >>
Нынешний этап Гран-при по автогонкам в классе «Формула-1» пройдет без немецкого пилота Хайнца-Харальда Френтцена. Как стало известно, два дня назад он был уволен из команды, точнее, руководство «Джордана» досрочно расторгло с ним контракт. Причины и подробности столь скоропалительного решения пока не объясняются... >>
Десятого июля в 18.26 по местному времени на перроне первого пути станции Свердловск-Пассажирский было особенно многолюдно. Цветами и духовым оркестром власти Екатеринбурга и области, руководство Свердловской железной дороги и просто горожане встречали юбилейный поезд «100 лет Транссибу», который сделал свою первую остановку после того, как 9 июля отправился от Ярославского вокзала Москвы... >>
Спецсостав привез во Владивосток хорошие новости 25 июля на Ярославский вокзал столицы вернулся юбилейный спецпоезд, направленный по маршруту Москва--Владивосток--Москва в честь 100-летия Транссибирской магистрали. Пассажиры состава -- ветераны, представители Министерства путей сообщения, писатели и журналисты. Дорога до Москвы заняла не целую неделю, как обычно, а на сутки меньше -- поезду был предоставлен «зеленый коридор» и сокращены остановки... >>
6 июня 1887 г. Комитет министров принимает решение о строительстве Сибирской железной дороги... >>
С самого начала прокладки Транссибирской магистрали она стала полигоном новых строительных и управленческих технологий. Такой она остается и сегодня, сто лет спустя. >>
Все те четыре часа, которые фестивальный поезд провел в Красноярске, в городе шел дождь. Однако стихии не удалось испортить железнодорожникам праздник. На небольшом по сибирским меркам Красноярском вокзале собралось около 200 человек. Среди встречающих был и министр МПС России Николай Аксененко, специально прилетевший для этого в Красноярск... >>
«Когда я сделался министром путей сообщения в феврале 1892 года, то во время одного из первых моих докладов император Александр III высказал мне свое желание, свою мечту, чтобы была построена железная дорога из европейской России до Владивостока. Мысль эта глубоко засела у императора Александра III, и еще до моего назначения министром он постоянно толковал о сооружении этой дороги. Император Александр III мне как бы жаловался на то, что вот, несмотря на все его усилия в течение 10 лет, он все время встречает со стороны министров, в Комитете министров и в Государственном Совете затруднения в быстром исполнении этой мысли. Он взял с меня как бы слово, что я эту мысль приведу в исполнение»... >>
Российская элита заговорила с США о балансе Давно уже вашингтонские гости не вызывали в Москве такого ажиотажа, какой произвела советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс. Оно и понятно, российская элита наконец-то занялась любимым делом -- переговорами с американцами о судьбах мировой стратегической стабильности... >>
Милиция выясняет, куда «христианские» банкиры девали бюджетные деньги Уголовное дело, касающееся деятельности бывших руководителей Международного банка храма Христа Спасителя (МБХХС) и грозящее вылиться в одно из самых крупных экономических расследований в регионе, возбудили на днях правоохранительные органы Московской области. Речь идет об истории с созданием в середине 90-х годов огромного сельскохозяйственного комплекса в Нахабине. Под этот проект были выделены миллионы долларов, в том числе из федерального бюджета, и большая часть из них теперь исчезла... >>
Новый метод получения электроэнергии вызывает сомнения Совершить радикальный переворот в энергетике пообещал вчера директор Волгоградского института материаловедения РАЕН Валериан Соболев. Открытие, о котором он поведал, еще не известно научному сообществу (работы велись втайне в течение 10 лет), но уже запатентовано в США. >>
Министерства не могут договориться, как начинать энергетическую реформу Минэкономразвития завершило доработку плана первого этапа реформирования электроэнергетики. Вчера поздно вечером -- с опозданием на один день -- план должен был поступить в правительство, сообщили в пресс-службе министерства, в ближайшее время его должен подписать премьер Михаил Касьянов, и тогда реформа официально стартует. Однако на этом споры по некоторым пунктам не исчерпаны: вместе с планом МЭРТ направило в кабинет министров таблицу разногласий. >>
1 августа правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, возглавляемая вице-премьером Алексеем Кудриным, обсудит вопрос об изменении экспортных пошлин на нефть, которые могут опуститься с отметки 30,2 евро за тонну ориентировочно до 22--23. Причина -- снижение мировых цен на нефть за два последних месяца. >>
Осенью у народа будет праздник -- сразу две политические организации будут преобразованы в «народные партии».
Первым ближе к народу станет движение «Народный депутат», которое будет преобразовано в Народную партию -- ее учредительный съезд состоится 29 сентября. Через две недели после сторонников г-на Райкова -- 13 октября -- ближе к народу станет лужковское движение «Отечество». >>
Правозащитники морально поддержат марш мира Грозный--Москва Чеченские беженцы, требующие расследования злоупотреблений федералов в Чечне и начала мирных переговоров с Асланом Масхадовым, намерены перейти от голодовки к более активной форме протеста. 1 августа несколько десятков сторонников мира в республике отправляются в марш мира «Грозный--Москва», который фактически начнется в Ингушетии. Поддерживать участников марша будут и московские правозащитники, большинство из которых, однако, присоединяться к марширующим не намерены... >>
Транссибирская магистраль в буквальном смысле слова раздвигает границы, в том числе и политические. Если после полувека глухой изоляции друг от друга КНДР и Южная Корея согласятся приоткрыть свою границу, то они это сделают ради выхода на Транссиб... >>
Строительство Транссиба повлекло за собой активное экономическое освоение огромных территорий Сибири и Дальнего Востока, ранее бывших настоящими медвежьими углами. Строительство дороги стало подлинным двигателем развития уже начинавшей хиреть уральской металлургической промышленности... >>
В предстоящие выходные в Японии завершается чемпионат мира по водным видам спорта. Однако под занавес турнира болельщиков, возможно, ждет еще один сюрприз. Сегодня состоится финальный заплыв на стометровке вольным стилем, и главная тема дня -- кто выиграет: Торп или Хугенбанд?.. >>
Сегодня в высшем дивизионе чемпионата России по футболу начинается 19-й тур. В «Лужниках» встречаются «Спартак» и «Ростсельмаш». Однако центральным матчем тура будет встреча, которая пройдет на следующий день в Раменском, где «Локомотив» примет «Динамо»... >>
Заключительные три этапа предстоит преодолеть участникам «Тур де Франс» в грядущий уикенд. Равнинные ландшафты вряд ли изменят соотношение сил в группе лидеров, и если не случится ничего сверхъестественного, то в третий раз подряд в желтой майке лидера на Елисейские Поля в Париже въедет американец Лэнс Армстронг. Оставшиеся этапы станут шансом для рядовых бойцов пелетона побороться за выигрыш отдельных этапов, а также поработать в отрыве. >>
Российская сборная по дзюдо отправилась на чемпионат мира без своего главного фаворита Тамерлана Тменова. Несколько дней назад во время тренировки спортсмен получил разрыв мениска и теперь вместо турнира вынужден готовиться к операции... >>
В Белом доме состоялась презентация необычного сайта. Вчера правительственные чиновники вместе с представителями бизнеса торжественно сообщили об открытии интернет-сайта Совета по предпринимательству при правительстве -- адрес: http://www.spprinfo.ru. В новом интернет-проекте впервые объединились государство и бизнес. Идея проекта принадлежит не чиновникам, а бизнесменам, которым не хватает открытости и публичности при общении с властью. Однако в правительстве начинание одобрили необычайно легко и быстро... >>
Мощный взрыв прогремел вчера утром возле одного из рязанских рынков. В 8.50 женщины, торговавшие цветами возле рынка спального микрорайона Канищево, увидели, что на рыночную автостоянку зашел мужчина. В это время там стояла лишь одна машина -- «Жигули» десятой модели. Торговки заметили, как неизвестный подошел к машине, оставил рядом с ней какой-то предмет и поспешно удалился... >>
Сотрудники столичного Управления по борьбе с экономическими преступлениями раскрыли в Москве крупную «пиратскую» компанию, воровавшую и перепродававшую через Интернет компьютерную информацию ведущих международных информагентств. >>
Главная военная прокуратура (ГВП) завершила следствие по делу бывшего начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ генерал-полковника Георгия Олейника. На днях он уже приступил к ознакомлению с материалами следствия. Олейник обвиняется в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, ему грозит до 10 лет лишения свободы. >>
Завершился судебный процесс по делу Натальи Куребеды, обвиняемой в совершении террористического акта в Невинномысске 6 октября прошлого года. Суд приговорил ее к тюремному заключению сроком на 18 лет. >>
Боевой орден Мужества получили чиновник и два предпринимателя Три ордена Мужества стали причиной очередного скандала, потрясшего уральский политический бомонд. На днях местные СМИ сообщили, что глава Ленинского района Екатеринбурга Константин Архипов, генеральный директор Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов Николай Тимофеев и генеральный директор финансово-промышленной группы «Драгоценности Урала» Алексей Фисенко представлены к одной из самых почетных воинских наград -- ордену Мужества... >>
Заключенных обеспечат госзаказом Правительство обсудит сегодня меры по повышению эффективности использования труда осужденных. По информации газеты «Время новостей», речь на заседании кабинета министров главным образом будет идти о предоставлении Главному управлению исполнения наказаний (ГУИН) Минюста государственных заказов, например, в оборонной промышленности. >>
Столичным стражам порядка приказано жить по-новому Небывало жесткой критике подверг вчера столичных милиционеров руководитель МВД Борис Грызлов. Такого разноса московские стражи порядка не получали с 1999 года, когда вокруг ГУВД развернулась битва, закончившаяся отстранением от должности прежнего начальника, Николая Куликова. Но если тогда мало кто сомневался, что главной причиной скандала послужили политические мотивы, то теперь ясно, что речь идет уже о принципиальных претензиях к самой работе ГУВД... >>
Ей не хватает 10 документов Сразу после одобрения Советом Федерации двух основных законов о дебюрократизации, закона о лицензировании и закона о регистрации юридических лиц, Министерство экономического развития приступило к разработке документов, утверждающих порядок введения их в действие. Времени у чиновников вполне достаточно, поскольку закон о лицензировании вступит в действие лишь через полгода после подписания его президентом, а новый порядок регистрации заработает после 1 июля будущего года. >>
Дума Хабаровского края приняла решение об учреждении краевого правительства. Ныне действующий глава администрации Виктор Ишаев станет еще и председателем правительства, что существенно поднимет его статус как руководителя региона. Решение об этом принято на очередном заседании Думы. Соответствующие изменения вносятся в устав края специальным законом. Таким образом, краевой устав будет приведен в соответствие с федеральным законодательством. >>
История строительства БАМа берет свое начало еще в конце XIX века, когда МПС помимо возведения Транссиба выдвинуло идею создания железной дороги через Ангарский и Северо-Муйский хребты. Однако изыскательские работы 1889 года показали, что строительство по гористой, малонаселенной местности будет чересчур дорогим для российской казны.
Интерес к строительству новой трассы, соединяющей Сибирь с Дальним Востоком, возвратился в 10-е годы прошлого века, когда стало ясно, что Транссиб перегружен даже на двухпутных участках... >>
О планах развития Транссибирской магистрали и ее сегодняшних проблемах читателям газеты «Время новостей» согласился рассказать первый заместитель министра путей сообщения России Александр ЦЕЛЬКО. Он считает, что на сотом году работы дорога имеет большое будущее. >>
Правительство республики -- свободу маневра и деньги Указ о разграничении федеральной и республиканской собственности в Чечне, подписанный вчера президентом Владимиром Путиным, ожидался давно и с нетерпением. Теперь, как пояснили корреспонденту газеты «Время новостей» в московском представительстве Чечни, определилось, за что отвечает республиканское правительство, за что -- федеральный центр. Вчера же в Минимущества ушел документ, в котором чеченское правительство предложило свой вариант раздела собственности... >>
В XXI веке Транссиб может стать важнейшим коммерческим маршрутом Земли Нельзя сказать, чтобы до прокладки Транссиба в Сибири совсем не было дорог. Исстари через бескрайние сибирские просторы тянулся Московский тракт. Да и полноводные реки традиционно круглый год напролет служили транспортными артериями: летом -- по воде, зимой -- по льду. Но появление железной дороги в буквальном смысле преобразило этот богатый край. Транссиб приблизил центр России к ее восточным владениям и одновременно стал для сибиряков воротами на российские и мировые рынки... >>
Ликвидировать все последствия наводнения в Якутии до того как наступит зима вчера жестко и безоговорочно потребовал президент Путин на совещании по этому поводу в Кремле с министрами и членами госкомиссии. Если порядок в пострадавших районах Якутии не будет наведен в срок, пообещал он, то никакие оправдания ответственных за восстановление региона чинов приниматься не будут... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|