N°133
27 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  27.07.2001
Байкало-амурская эпоха: 1889 - 2001
версия для печати
История строительства БАМа берет свое начало еще в конце XIX века, когда МПС помимо возведения Транссиба выдвинуло идею создания железной дороги через Ангарский и Северо-Муйский хребты. Однако изыскательские работы 1889 года показали, что строительство по гористой, малонаселенной местности будет чересчур дорогим для российской казны.

Интерес к строительству новой трассы, соединяющей Сибирь с Дальним Востоком, возвратился в 10-е годы прошлого века, когда стало ясно, что Транссиб перегружен даже на двухпутных участках. Начались изыскательские и строительные работы на участке от Тайшета до Усть-Кута и в районе золотых приисков Бодайбо, которые промышленники намеревались соединить с Транссибом. Однако с началом первой мировой войны работы были прекращены.

Новый этап работ начался в 30-е годы, когда в Совнарком поступили предложения о строительстве второй железнодорожной магистрали, соединявшей Дальний Восток с центром. В апреле 1932 года руководство страны приняло решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги. В следующем году начались изыскательские работы, которые продолжались несколько лет, а для ускорения разработки проекта и строительства магистрали в Наркомате путей сообщения был создан специальный институт, а в ОГПУ -- специальное управление БАМлага, куда и был передан в 1939 году институт. БАМпроект НКВД имел не только 16 экспедиций, но и собственную авиацию -- 26 самолетов, которые обеспечивали выброску исследовательских партий. В ходе изыскательских работ была проведена колоссальная работа по исследованию прилегающей местности. Общая площадь аэрофотосъемки составила 264 тысячи квадратных километров -- половину территории Франции. Однако работы БАМлага начались с прокладки вторых путей на всем протяжении Транссиба, после чего десятки тысяч заключенных приступили к возведению соединительных веток от Транссиба. В 1937 году была закончена дорога от станции Бамовская до Тынды (180 км), в 1938-м -- от Волочаевки до Комсомольска-на-Амуре (343 км), наконец, накануне войны были пущены ветки Ургал--Известковая (338 км) и Тайшет--Лена (68) и начато строительство дороги до Советской Гавани. В первые годы БАМа не обошлось и без репрессий среди руководства строительства: без суда и следствия за участие в «правотроцкистском заговоре» был расстрелян бывший разведчик и начальник БАМлага Стефан Мрачковский, за ним последовали многие его помощники, общее же число расстрелянных превысило 10 тысяч человек.

С началом Великой Отечественной войны строительство прекратилось, более того, в 1942 году с линий до Тынды и Ургала были срочно сняты и переброшены для строительства дороги Сызрань--Сталинград рельсы и другие детали пути.

После войны прежние дороги восстановили, кроме того десятки тысяч советских зэков и военнопленных построили дорогу от Тайшета до Лены. На этом строительство вновь прекратилось до 1967 года, когда ЦК КПСС принял постановление «Об усилении изысканий БАМа». Новый всплеск строительства дублера Транссиба был вызван как необходимостью транспортного обеспечения огромных районов страны, так и опасениями руководства страны за сохранность сухопутной связи Дальнего Востока с центром в случае возникновения серьезных конфликтов на границе с Китаем, проходившей на некоторых участках совсем близко к магистрали. В 1972 году началось строительство «малого БАМа» -- дороги от Тынды до Беркакита и впоследствии до Нерюнгри -- центра открытой добычи высококачественного угля. В первую очередь была восстановлена разобранная в военные годы линия Бам--Тында. В начале 70-х были предприняты беспрецедентные изыскательские работы, следствием которых стали изменение некоторых участков и технико-экономического обоснования. 8 августа 1974 ЦК принял решение «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

Возведение основной линии велось одновременно на нескольких участках: от Тынды и Ургала на запад и восток, от Комсомольска на запад и от станции Лена на восток. Одновременно с дорогой и станционными сооружениями строились дома, детские сады, очаги культуры. БАМ был действительно комсомольской стройкой, в которой участвовали десятки тысяч искателей романтики и грядущих материальных благ. Единственная попытка использовать на строительстве опыт 30-х годов -- массовое участие заключенных -- была пресечена в мае 1975 году в Тынде. Тогда в город завезли несколько сот зэков для строительства домов местного начальства, однако комсомольцы сумели прорваться на прием к министру внутренних дел Николаю Щелокову, и тот отдал приказ «прекратить дискредитацию идеи всенародной комсомольской стройки». С тех пор комсомольцам помогали только солдаты и офицеры железнодорожных войск.

Строительство затруднялось целым рядом факторов: тяжелыми природными и геологическими условиями, недостаточно точными изысканиями маршрутов тоннелей, вместо которых пришлось возводить объездные, крайне сложные по профилю пути, не позволявшие проводить поезда с полной нагрузкой.

Во многом из-за этого полномасштабное движение по БАМу было открыто только в 1988 году, хотя «золотой костыль» был забит еще в 1984-м. Строительство БАМа обошлось СССР в 10 млрд тогдашних рублей вместо планировавшихся 2 млрд, однако оно не было закончено полностью.

Вследствие значительного промышленного спада БАМ в течение первых лет постсоветского периода постепенно превращался в долгострой, чреватый значительными техническими проблемами, особенно в районах крупных тоннелей.

В 1997 году Министерство путей сообщения взяло под свой контроль сооружение самого длинного бамовского тоннеля -- Северо-Муйского, протяженностью более 15 километров. Без финансирования путейского ведомства возведение тоннеля пришлось бы скорее всего заморозить, особенно после произошедшего в 1999 году обвала, в результате которого строителям пришлось целый год восстанавливать штольню и вести сложные гидротехнические работы.

В итоге тоннель был пущен в торжественной обстановке в присутствии министра путей сообщения Николая Аксененко и президента Бурятии Леонида Потапова 30 марта нынешнего года. Значительность события подтвердило поздравление строителей президентом Владимиром Путиным и премьером Михаилом Касьяновым.

Министр, выступая на митинге, отметил, что планирует переход на безубыточную работу дороги к 2005 году.

Этому должна способствовать разработка на территории, прилегающей к БАМу, крупных месторождений полезных ископаемых -- Чинейского железорудного (запасы 340 млн тонн), Удоканского медного (запас 1,3 млрд тонн) и Эльгинского угольного (2,1 млрд). Их освоение повлечет за собой бурный рост добывающей и перерабатывающей промышленности и дальнейшее развитие железных дорог в этом районе.

Оживление отечественной экономики в последние годы дало результаты: 41-километровый путь к Чинейскому месторождению уже проложен, кроме того ведется строительство дороги к остальным подземным кладовым, а также дороги до Якутска (сейчас она доведена до станции Томмот).

Можно с полной уверенностью сказать, что в последние годы строительство БАМа стало настоящим локомотивом экономического развития прилегающих регионов.
Павел АПТЕКАРЬ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.07.2001
В июле 1901 года было открыто беспересадочное (с единственной паромной переправой через Байкал) железнодорожное сообщение от Челябинска до Сретенска (в Забайкалье). Это одно из важнейших событий в истории строительства Транссибирской железнодорожной магистрали наряду с началом строительства дороги в мае 1891 года, завершением сооружения КВЖД в июле 1903 года. История возведения этой железной дороги тесно связана с освоением Россией и СССР огромных территорий в Сибири и на Дальнем Востоке. >>
  • //  27.07.2001
Совет безопасности приравнял Калининградскую область к Чечне
На состоявшемся в четверг под председательством Владимира Путина заседании Совета безопасности рассматривался единственный вопрос -- сегодняшняя ситуация в Калининградской области и перспективы развития западного эксклава России. В аппарате Совбеза повестку заседания назвали «уникальной» -- отдельно взятый субъект федерации еще ни разу не становился объектом столь пристального внимания СБ России. За исключением разве что Чечни. Впрочем, «проблема Чечни» и «проблема Калининграда» лишь на первый взгляд не имеют ничего общего: по сути же, и в одном, и в другом случаях речь идет о перспективах сохранения целостности страны... >>
  • //  27.07.2001
Нынешний этап Гран-при по автогонкам в классе «Формула-1» пройдет без немецкого пилота Хайнца-Харальда Френтцена. Как стало известно, два дня назад он был уволен из команды, точнее, руководство «Джордана» досрочно расторгло с ним контракт. Причины и подробности столь скоропалительного решения пока не объясняются... >>
  • //  27.07.2001
Десятого июля в 18.26 по местному времени на перроне первого пути станции Свердловск-Пассажирский было особенно многолюдно. Цветами и духовым оркестром власти Екатеринбурга и области, руководство Свердловской железной дороги и просто горожане встречали юбилейный поезд «100 лет Транссибу», который сделал свою первую остановку после того, как 9 июля отправился от Ярославского вокзала Москвы... >>
  • //  27.07.2001
Спецсостав привез во Владивосток хорошие новости
25 июля на Ярославский вокзал столицы вернулся юбилейный спецпоезд, направленный по маршруту Москва--Владивосток--Москва в честь 100-летия Транссибирской магистрали. Пассажиры состава -- ветераны, представители Министерства путей сообщения, писатели и журналисты. Дорога до Москвы заняла не целую неделю, как обычно, а на сутки меньше -- поезду был предоставлен «зеленый коридор» и сокращены остановки... >>
  • //  27.07.2001
6 июня 1887 г. Комитет министров принимает решение о строительстве Сибирской железной дороги... >>
  • //  27.07.2001
С самого начала прокладки Транссибирской магистрали она стала полигоном новых строительных и управленческих технологий. Такой она остается и сегодня, сто лет спустя. >>
  • //  27.07.2001
Все те четыре часа, которые фестивальный поезд провел в Красноярске, в городе шел дождь. Однако стихии не удалось испортить железнодорожникам праздник. На небольшом по сибирским меркам Красноярском вокзале собралось около 200 человек. Среди встречающих был и министр МПС России Николай Аксененко, специально прилетевший для этого в Красноярск... >>
  • //  27.07.2001
«Когда я сделался министром путей сообщения в феврале 1892 года, то во время одного из первых моих докладов император Александр III высказал мне свое желание, свою мечту, чтобы была построена железная дорога из европейской России до Владивостока. Мысль эта глубоко засела у императора Александра III, и еще до моего назначения министром он постоянно толковал о сооружении этой дороги. Император Александр III мне как бы жаловался на то, что вот, несмотря на все его усилия в течение 10 лет, он все время встречает со стороны министров, в Комитете министров и в Государственном Совете затруднения в быстром исполнении этой мысли. Он взял с меня как бы слово, что я эту мысль приведу в исполнение»... >>
  • //  27.07.2001
Российская элита заговорила с США о балансе
Давно уже вашингтонские гости не вызывали в Москве такого ажиотажа, какой произвела советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс. Оно и понятно, российская элита наконец-то занялась любимым делом -- переговорами с американцами о судьбах мировой стратегической стабильности... >>
  • //  27.07.2001
Милиция выясняет, куда «христианские» банкиры девали бюджетные деньги
Уголовное дело, касающееся деятельности бывших руководителей Международного банка храма Христа Спасителя (МБХХС) и грозящее вылиться в одно из самых крупных экономических расследований в регионе, возбудили на днях правоохранительные органы Московской области. Речь идет об истории с созданием в середине 90-х годов огромного сельскохозяйственного комплекса в Нахабине. Под этот проект были выделены миллионы долларов, в том числе из федерального бюджета, и большая часть из них теперь исчезла... >>
  • //  27.07.2001
Новый метод получения электроэнергии вызывает сомнения
Совершить радикальный переворот в энергетике пообещал вчера директор Волгоградского института материаловедения РАЕН Валериан Соболев. Открытие, о котором он поведал, еще не известно научному сообществу (работы велись втайне в течение 10 лет), но уже запатентовано в США. >>
  • //  27.07.2001
Министерства не могут договориться, как начинать энергетическую реформу
Минэкономразвития завершило доработку плана первого этапа реформирования электроэнергетики. Вчера поздно вечером -- с опозданием на один день -- план должен был поступить в правительство, сообщили в пресс-службе министерства, в ближайшее время его должен подписать премьер Михаил Касьянов, и тогда реформа официально стартует. Однако на этом споры по некоторым пунктам не исчерпаны: вместе с планом МЭРТ направило в кабинет министров таблицу разногласий. >>
  • //  27.07.2001
1 августа правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, возглавляемая вице-премьером Алексеем Кудриным, обсудит вопрос об изменении экспортных пошлин на нефть, которые могут опуститься с отметки 30,2 евро за тонну ориентировочно до 22--23. Причина -- снижение мировых цен на нефть за два последних месяца. >>
  • //  27.07.2001
Осенью у народа будет праздник -- сразу две политические организации будут преобразованы в «народные партии». Первым ближе к народу станет движение «Народный депутат», которое будет преобразовано в Народную партию -- ее учредительный съезд состоится 29 сентября. Через две недели после сторонников г-на Райкова -- 13 октября -- ближе к народу станет лужковское движение «Отечество». >>
  • //  27.07.2001
Правозащитники морально поддержат марш мира Грозный--Москва
Чеченские беженцы, требующие расследования злоупотреблений федералов в Чечне и начала мирных переговоров с Асланом Масхадовым, намерены перейти от голодовки к более активной форме протеста. 1 августа несколько десятков сторонников мира в республике отправляются в марш мира «Грозный--Москва», который фактически начнется в Ингушетии. Поддерживать участников марша будут и московские правозащитники, большинство из которых, однако, присоединяться к марширующим не намерены... >>
  • //  27.07.2001
Транссибирская магистраль в буквальном смысле слова раздвигает границы, в том числе и политические. Если после полувека глухой изоляции друг от друга КНДР и Южная Корея согласятся приоткрыть свою границу, то они это сделают ради выхода на Транссиб... >>
  • //  27.07.2001
Строительство Транссиба повлекло за собой активное экономическое освоение огромных территорий Сибири и Дальнего Востока, ранее бывших настоящими медвежьими углами. Строительство дороги стало подлинным двигателем развития уже начинавшей хиреть уральской металлургической промышленности... >>
  • //  27.07.2001
В предстоящие выходные в Японии завершается чемпионат мира по водным видам спорта. Однако под занавес турнира болельщиков, возможно, ждет еще один сюрприз. Сегодня состоится финальный заплыв на стометровке вольным стилем, и главная тема дня -- кто выиграет: Торп или Хугенбанд?.. >>
  • //  27.07.2001
Сегодня в высшем дивизионе чемпионата России по футболу начинается 19-й тур. В «Лужниках» встречаются «Спартак» и «Ростсельмаш». Однако центральным матчем тура будет встреча, которая пройдет на следующий день в Раменском, где «Локомотив» примет «Динамо»... >>
  • //  27.07.2001
Заключительные три этапа предстоит преодолеть участникам «Тур де Франс» в грядущий уикенд. Равнинные ландшафты вряд ли изменят соотношение сил в группе лидеров, и если не случится ничего сверхъестественного, то в третий раз подряд в желтой майке лидера на Елисейские Поля в Париже въедет американец Лэнс Армстронг. Оставшиеся этапы станут шансом для рядовых бойцов пелетона побороться за выигрыш отдельных этапов, а также поработать в отрыве. >>
  • //  27.07.2001
Российская сборная по дзюдо отправилась на чемпионат мира без своего главного фаворита Тамерлана Тменова. Несколько дней назад во время тренировки спортсмен получил разрыв мениска и теперь вместо турнира вынужден готовиться к операции... >>
  • //  27.07.2001
В Белом доме состоялась презентация необычного сайта. Вчера правительственные чиновники вместе с представителями бизнеса торжественно сообщили об открытии интернет-сайта Совета по предпринимательству при правительстве -- адрес: http://www.spprinfo.ru. В новом интернет-проекте впервые объединились государство и бизнес. Идея проекта принадлежит не чиновникам, а бизнесменам, которым не хватает открытости и публичности при общении с властью. Однако в правительстве начинание одобрили необычайно легко и быстро... >>
  • //  27.07.2001
Мощный взрыв прогремел вчера утром возле одного из рязанских рынков. В 8.50 женщины, торговавшие цветами возле рынка спального микрорайона Канищево, увидели, что на рыночную автостоянку зашел мужчина. В это время там стояла лишь одна машина -- «Жигули» десятой модели. Торговки заметили, как неизвестный подошел к машине, оставил рядом с ней какой-то предмет и поспешно удалился... >>
  • //  27.07.2001
Сотрудники столичного Управления по борьбе с экономическими преступлениями раскрыли в Москве крупную «пиратскую» компанию, воровавшую и перепродававшую через Интернет компьютерную информацию ведущих международных информагентств. >>
  • //  27.07.2001
Главная военная прокуратура (ГВП) завершила следствие по делу бывшего начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ генерал-полковника Георгия Олейника. На днях он уже приступил к ознакомлению с материалами следствия. Олейник обвиняется в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, ему грозит до 10 лет лишения свободы. >>
  • //  27.07.2001
Завершился судебный процесс по делу Натальи Куребеды, обвиняемой в совершении террористического акта в Невинномысске 6 октября прошлого года. Суд приговорил ее к тюремному заключению сроком на 18 лет. >>
  • //  27.07.2001
Боевой орден Мужества получили чиновник и два предпринимателя
Три ордена Мужества стали причиной очередного скандала, потрясшего уральский политический бомонд. На днях местные СМИ сообщили, что глава Ленинского района Екатеринбурга Константин Архипов, генеральный директор Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов Николай Тимофеев и генеральный директор финансово-промышленной группы «Драгоценности Урала» Алексей Фисенко представлены к одной из самых почетных воинских наград -- ордену Мужества... >>
  • //  27.07.2001
Заключенных обеспечат госзаказом
Правительство обсудит сегодня меры по повышению эффективности использования труда осужденных. По информации газеты «Время новостей», речь на заседании кабинета министров главным образом будет идти о предоставлении Главному управлению исполнения наказаний (ГУИН) Минюста государственных заказов, например, в оборонной промышленности. >>
  • //  27.07.2001
Столичным стражам порядка приказано жить по-новому
Небывало жесткой критике подверг вчера столичных милиционеров руководитель МВД Борис Грызлов. Такого разноса московские стражи порядка не получали с 1999 года, когда вокруг ГУВД развернулась битва, закончившаяся отстранением от должности прежнего начальника, Николая Куликова. Но если тогда мало кто сомневался, что главной причиной скандала послужили политические мотивы, то теперь ясно, что речь идет уже о принципиальных претензиях к самой работе ГУВД... >>
  • //  27.07.2001
Ей не хватает 10 документов
Сразу после одобрения Советом Федерации двух основных законов о дебюрократизации, закона о лицензировании и закона о регистрации юридических лиц, Министерство экономического развития приступило к разработке документов, утверждающих порядок введения их в действие. Времени у чиновников вполне достаточно, поскольку закон о лицензировании вступит в действие лишь через полгода после подписания его президентом, а новый порядок регистрации заработает после 1 июля будущего года. >>
  • //  27.07.2001
Дума Хабаровского края приняла решение об учреждении краевого правительства. Ныне действующий глава администрации Виктор Ишаев станет еще и председателем правительства, что существенно поднимет его статус как руководителя региона. Решение об этом принято на очередном заседании Думы. Соответствующие изменения вносятся в устав края специальным законом. Таким образом, краевой устав будет приведен в соответствие с федеральным законодательством. >>
  • //  27.07.2001
История строительства БАМа берет свое начало еще в конце XIX века, когда МПС помимо возведения Транссиба выдвинуло идею создания железной дороги через Ангарский и Северо-Муйский хребты. Однако изыскательские работы 1889 года показали, что строительство по гористой, малонаселенной местности будет чересчур дорогим для российской казны. Интерес к строительству новой трассы, соединяющей Сибирь с Дальним Востоком, возвратился в 10-е годы прошлого века, когда стало ясно, что Транссиб перегружен даже на двухпутных участках... >>
  • //  27.07.2001
О планах развития Транссибирской магистрали и ее сегодняшних проблемах читателям газеты «Время новостей» согласился рассказать первый заместитель министра путей сообщения России Александр ЦЕЛЬКО. Он считает, что на сотом году работы дорога имеет большое будущее. >>
  • //  27.07.2001
Правительство республики -- свободу маневра и деньги
Указ о разграничении федеральной и республиканской собственности в Чечне, подписанный вчера президентом Владимиром Путиным, ожидался давно и с нетерпением. Теперь, как пояснили корреспонденту газеты «Время новостей» в московском представительстве Чечни, определилось, за что отвечает республиканское правительство, за что -- федеральный центр. Вчера же в Минимущества ушел документ, в котором чеченское правительство предложило свой вариант раздела собственности... >>
  • //  27.07.2001
В XXI веке Транссиб может стать важнейшим коммерческим маршрутом Земли
Нельзя сказать, чтобы до прокладки Транссиба в Сибири совсем не было дорог. Исстари через бескрайние сибирские просторы тянулся Московский тракт. Да и полноводные реки традиционно круглый год напролет служили транспортными артериями: летом -- по воде, зимой -- по льду. Но появление железной дороги в буквальном смысле преобразило этот богатый край. Транссиб приблизил центр России к ее восточным владениям и одновременно стал для сибиряков воротами на российские и мировые рынки... >>
  • //  27.07.2001
Ликвидировать все последствия наводнения в Якутии до того как наступит зима вчера жестко и безоговорочно потребовал президент Путин на совещании по этому поводу в Кремле с министрами и членами госкомиссии. Если порядок в пострадавших районах Якутии не будет наведен в срок, пообещал он, то никакие оправдания ответственных за восстановление региона чинов приниматься не будут... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика