|
|
N°133, 27 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Магистраль, первая во всем
С самого начала прокладки Транссибирской магистрали она стала полигоном новых строительных и управленческих технологий. Такой она остается и сегодня, сто лет спустя.
Уникальный характер самой протяженной на Земле железнодорожной трассы, проходящей к тому же по необжитым местам со сложным рельефом и суровым климатом, потребовал широкого применения технических новинок.
Темпы сооружения Транссиба в свое время удивляли мир. Царский указ о строительстве дороги вышел в начале 1891 года. К зиме 1893 года было проложено 413 км, в 1894 году -- 891 км, в следующем году -- 1340 км! Даже в наше время такие темпы сделали бы честь любому железнодорожному проекту.
А что это были за километры! В Сибири инженеры-железнодорожники столкнулись с проблемами, которых им никогда не приходилось встречать в европейской России.
Ответом на коварство природы стали необычные технические решения. Познакомившись с вечной мерзлотой, строители Транссиба впервые в мире применили при прокладке туннелей теплоизоляционный слой между отделкой и грунтом, чтобы сохранить прочность мерзлых пород. И способ строительства домов на сваях, распространившийся потом по всем российским Северам, был придуман и испытан здесь.
При возведении моста через Енисей использовали, также впервые, продольный метод надвижки больших ферм, который позволил намного ускорить монтажные работы. Первые в России железобетонные и стальные мосты тоже появились на Транссибе.
Уже в советское время на железных дорогах Сибири и Дальнего Востока была развернута первая в нашей стране система диспетчерского руководства движением поездов.
Когда в середине 50-х годов был принят генеральный план электрификации железных дорог СССР, то честь первым внедрить новый вид тяги (а заодно и преодолеть массу возникших при этом проблем) тоже предоставили Транссибу.
Сегодня магистраль представляет собой уникальный по масштабам комплекс, управляемый из единого центра. Автоматизированные системы управления действуют на Забайкальской, Красноярской, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорогах. Скоро такими же АСУ будут оснащены Южно-Уральская и Свердловская ветки. Волоконно-оптические линии связи позволяют контролировать движение пассажирских и грузовых составов по магистрали в режиме реального времени. Средняя скорость движения поездов-контейнеровозов достигает 120 км/час.
В прошлом году железнодорожники потратили много сил на расширение пропускной способности Транссиба. Открыто движение по трассе из китайского города Хиньчунь до станции Камышовая, которая, по прогнозам, обеспечит перевозку до 3 млн тонн грузов в год из Китая в порты российского Приморья.
Другое направление работы -- реконструкция старых и строительство новых вокзальных комплексов. В этом году МПС планирует обновить вокзалы, в частности, в Находке, Ружнине, Сибирцеве.
Михаил Кукушкин