N°87
22 мая 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.05.2009
Подход не с той стороны
Кто услышал концептуальные предложения Москвы

версия для печати
Вопросы энергетического сотрудничества, которые в последнее время стали предметом все большего взаимного раздражения и недовольства между Москвой и Брюсселем, в каком бы ракурсе они ни рассматривались на проходящем в Хабаровске саммите Россия -- Европейский союз, определят степень его успешности. За несколько месяцев, прошедших после печально известных январских событий в сфере поставок российского газа в Европу, когда транзит по территории Украины был прерван почти на три недели, отношения России и ЕС все больше и больше принимали характер «холодной энергетической войны».

Очередная газовая война с Украиной еще больше усилила в Европе позиции ярых сторонников снижения «любой ценой» энергетической зависимости от Москвы. В Брюсселе отказались называть газового виновника кризиса, как того с нетерпением ждали в России, и предприняли ряд шагов с явной антироссийской подоплекой, в том числе и на украинском направлении. К тому же Еврокомиссия посчитала необходимым усилить взаимодействие с Украиной и 23 марта подписала с правительством Юлии Тимошенко двустороннюю декларацию о партнерстве в сфере модернизации украинской газотранспортной системы. Хотя перспективы воплощения положений этого документа на практике более чем туманны, с политической точки зрения он отчетливо выглядит как сепаратные договоренности за спиной основного поставщика. И неудивительно, что именно так этот документ восприняли в Москве. «Если интересы России будут игнорироваться, то мы также будем вынуждены начать пересматривать принципы наших отношений. Очень бы хотелось, чтобы до этого дело не дошло», -- в тот же день сказал Владимир Путин в адрес подписантов.

А месяц спустя Дмитрий Медведев в ходе визита в Хельсинки передал правительству Финляндии «базовый документ, который определяет вопросы международного сотрудничества в сфере энергетики, включая и предложения по транзитному соглашению». По его словам, Энергетическая хартия, Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и другие документы не разрешили ряд «проблем, которые связаны с неурегулированностью ряда вопросов энергобезопасности».

Документ под названием «Концептуальный подход к формированию новой правовой базы в сфере международного энергетического сотрудничества» был опубликован на официальном сайте российского президента и разослан правительствам стран G8, «большой двадцатки», СНГ, а также передан Еврокомиссии. «Мы хотели как можно быстрее начать переговоры с Евросоюзом, с нашими другими партнерами по этим документам, -- подчеркнул г-н Медведев. -- И надеемся на конструктивное восприятие наших идей».

Но обида на действия Еврокомиссии и секретариата Энергетической хартии, который в ходе январского газового кризиса даже не попытался пресечь действия Украины (а она ратифицировала ДЭХ) по нарушению транзита, глубоко запала в души российских руководителей. Сначала г-н Медведев в финской столице, а через несколько дней Владимир Путин в Москве заявили, что Россия не ратифицировала ДЭХ и не считает себя связанной «этими решениями». Премьер-министр пошел еще дальше, пригрозив отзывом российской подписи из-под Договора к Энергетической хартии (то есть полным выходом из этой международной правовой системы).

Правда, на какой именно эффект рассчитывали российские лидеры, неясно. Еврокомиссия отнеслась к новым инициативам, которые к тому же содержательно почти не отличаются от основных принципов Энергетической хартии, с легким недоумением. Слова поддержки так и не прозвучали ни от одного из адресатов, включая соседей по СНГ. О замене ДЭХ, который был принят и ратифицирован пятью десятками участников, с точки зрения Брюсселя, не может быть и речи. «Энергетическая хартия была подписана и ратифицирована странами, и заменить ее невозможно», -- заявил еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс на встрече с вице-премьером России по ТЭК Игорем Сечиным. Вместе с тем ничто и никто не может помешать российской стороне активно и последовательно работать над модернизацией ДЭХ и других юридических документов хартии, положения которых представляются устаревшими или неэффективными.

Процесс, естественно, небыстрый и требующий кропотливой бюрократической, экспертной и дипломатической работы, но фактически не имеющий альтернативы. Россия уже потратила более десяти лет (если считать с момента подписания Договора к Энергетической хартии) на переговоры по написанию и согласованию Транзитного протокола к ДЭХ, в рамках которого на экспертном уровне стороны снимали взаимные озабоченности, связанные с положениями документа в сфере транзита энергоносителей.

Фактически на сегодняшний день остался всего один неурегулированный вопрос -- о применении Транзитного протокола внутри Евросоюза. Дело в том, что сторонами ДЭХ являются не только ЕС в целом, но и все 27 его членов по отдельности. Когда в середине 1990-х подписывался договор, единого европейского таможенного пространства не существовало (да и участников в Евросоюзе было почти вдвое меньше). Но теперь понятия транзита между европейскими странами юридически не существует, и Брюссель не желает считать перемещение того же газа из Словакии в Германию транзитной операцией.

Однако для России как поставщика энергоносителей это является дополнительным риском в связи с принятыми в ЕС правилами доступа к газотранспортным мощностям. У «Газпрома» заключены многолетние контракты с потребителями в Европе, и ему нужны гарантии, что в какой-то момент некая транзитная страна внутри ЕС не предложит ему поискать другой маршрут для своего газа -- просто потому, что она подписала контракт на транзит с другим поставщиком, но дополнительных мощностей не построила.

Осенью пройдет конференция Энергетической хартии (проводится раз в пять лет), на которой будет проведена ревизия деятельности договора и пройдет обсуждение предложений по адаптации этой правовой системы к новым реалиям. То есть лучшего момента, чтобы и России инициировать внесение изменений в юридически обязывающие документы, нет.

В то же время если Россия выйдет из ДЭХ, у нее будет значительно меньше возможностей защитить свои интересы в энергетическом партнерстве с участниками договора, и прежде всего с европейцами. Хартия уже сыграла свою позитивную роль в смягчении формулировок, которые Еврокомиссия предлагала включить в «третий пакет» по реформированию электроэнергетического и газового рынка ЕС в отношении фирм из третьих стран, инвестирующих в транспортную, распределительную инфраструктуру и систему подземных хранилищ. Осенью прошлого года, когда в Брюсселе эта инициатива была впервые опубликована, в тексте содержался прямой запрет на такие операции без санкции со стороны Еврокомиссии или наличия специального соглашения между ней и страной происхождения инвестора. Предложение получило неформальное название «антигазпромовское» -- российский концерн уже много лет реализует стратегию по выходу на рынки конечного потребления, в том числе и за счет инвестиций в инфраструктурные проекты на территории ряда европейских стран. Это положение «третьего пакета» напрямую противоречило Договору к Энергетической хартии (там зафиксировано, что инвесторам из других стран ДЭХ предоставляется национальный режим работы или не хуже), и в итоге Брюсселю пришлось его значительно смягчить.

В последней версии «третьего пакета», который был принят Европарламентом во втором чтении в конце апреля, говорится, что власти каждой из европейских стран могут отказать компании в праве вхождения на свой внутренний рынок в двух случаях: если эта компания не отвечает требованием разделения добычи и транспорта или если ее появление на рынке может угрожать энергобезопасности членов ЕС. Вопрос вернулся на национальный уровень. Как и раньше, разрешение допускать компанию из третьих стран к своим активам будет выдавать правительство, а не Еврокомиссия. Просто теперь у нее появится дополнительное юридическое основание для отказа тому же «Газпрому». Хотя британцы и без этого прекрасно справились с помыслами российского концерна приобрести газораспределительную компанию Centrica, а власти Бельгии сумели не дать разрешение на строительство подземного хранилища с особыми условиями для инвестора.

Следует отметить также, что усилия Кремля и Белого дома по обсуждению новой конструкции энергетической безопасности с балансом интересов производителей, транзитеров и потребителей не встречают энтузиазма со стороны партнеров не в первый раз. Эту идею Владимир Путин пытается продвигать еще с саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 году, но пока не удалось найти даже серьезной площадки для обсуждения подобных инициатив и сколотить группу единомышленников из более или менее влиятельных стран. И это лишнее подтверждение того, что «концептуальный подход» сделан не с той стороны.
Алексей ГРИВАЧ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.05.2009
Между Россией и ЕС растет бездна непонимания
Саммит Россия -- Европейский союз, который на сей раз проходит в Хабаровске, не обещает ни достижений, ни скандалов. Формально ничего существенного не происходит, долгожданные переговоры по новому соглашению начались, но идут вяло... >>
  • //  19.05.2009
Традиция бизнес-саммитов «большой восьмерки» (Business G8) родилась в 2007 году накануне встречи глав государств и правительств G8 в северогерманском Хайлигендамме. Тогда канцлер ФРГ Ангела Меркель избрала темой германского председательства в «восьмерке» вопросы экономики, озаглавив повестку саммита «Ответственность и рост»... >>
  • //  19.05.2009
Председатель правления E.ON Ruhrgas Бернхард РОЙТЕРСБЕРГ рассказывает «Энергии Европы» о сотрудничестве с «Газпромом», перспективах европейского рынка и новых путях природного газа... >>
  • //  19.05.2009
Кто услышал концептуальные предложения Москвы
Вопросы энергетического сотрудничества, которые в последнее время стали предметом все большего взаимного раздражения и недовольства между Москвой и Брюсселем, в каком бы ракурсе они ни рассматривались на проходящем в Хабаровске саммите Россия -- Европейский союз, определят степень его успешности... >>
  • //  19.05.2009
Новые правила игры на европейском энергорынке при грамотном подходе могут быть на руку России
В год 200-летия Гоголя кажется, что Иван Иванович окончательно поссорился с Иваном Никифоровичем. Европейский союз сделал снижение зависимости от России едва ли главной целью своей энергетической политики. А Россия в ответ грозит диверсификацией рынка сбыта и массовым строительством СПГ-терминалов... >>
  • //  19.05.2009
В интервью Юрию ШПАКОВУ и Алексею ГРИВАЧУ заместитель технического директора компании Nord Stream Дирк фон АМЕЛЬН рассказывает о том, какие проблемы приходится решать при подготовке к строительству газопровода «Северный поток»... >>
  • //  19.05.2009
Последствия январского украино-российского конфликта с точки зрения европейской энергетической политики, похоже, только начинают разворачиваться, подтверждением чему стал недавний саммит «Природный газ для Европы: безопасность и партнерство», созванный в Софии по инициативе президента Болгарии Георгия Пырванова... >>
  • //  19.05.2009
«Энергия Европы» приводит выдержки из резолюции, принятой фракцией ХДС/ХСС в бундестаге ФРГ, о первоочередных мерах по обеспечению энергобезопасности с учетом январского противостояния России и Украины -- крупнейшего поставщика природного газа для Европы и страны-транзитера... >>
  • //  19.05.2009
Нефтяные компании вынуждены резать инвестпрограммы и отказываться от новых проектов и сделок
После того как нефтяные цены, достигнув своего пика летом прошлого года, резко устремились вниз, нефтяникам пришлось срочно перекраивать свои инвестпрограммы. Снижение котировок «черного золота» более чем втрое стоило многим из них отказа от некоторых проектов, уменьшения объемов геологоразведки и, как следствие, снижения уровня добычи. >>
  • //  19.05.2009
Пять лет назад в Москве была заключена сделка, казавшаяся тогда исторической. 24 мая тогдашний президент России Владимир Путин и тогдашний председатель Европейской комиссии Романо Проди объявили о завершении переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика