N°42 13 марта 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Без власти Александр Сокуров ставит «Бориса Годунова» -- о сильных и счастливых людях
В Большом театре вовсю идет подготовка новой сценической версии оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Александра Сокурова, премьера которой состоится 25, 26, 27 и 28 апреля.
Постановочная группа, проведя в театре уже целый месяц, сейчас переходит к сценическим репетициям в костюмах (Павел Каплевич) и декорациях (Юрий Купер). По словам Сокурова, с большим опозданием, но режиссеру-дебютанту, в роли которого в данном случае выступает признанный мастер кинематографа, с «традициями театрального производства приходится считаться». На встрече с журналистами Сокуров вообще достаточно много жаловался на эти самые «традиции», повторяя, однако, что в оперном жанре он многого не умеет, готов учиться, осознает недостаточность своего авторитета и должен уступать. Свою роль в постановке он обозначил в высшей степени скромно: «Я пришел не для того, чтобы самовыразиться как режиссер. Но для того только, чтобы создать спектакль, драматургически единое действие, приблизиться к Мусоргскому и помочь артистам обрести органичность проживания роли и звучания голоса». Он и раньше получал предложения из оперных театров, но почти всегда отказывался. И дальнейшую свою судьбу тоже никак не связывает с оперным театром. Лишь однажды он согласился на оперную работу, когда вместе с Евгением Колобовым в «Новой опере» они начинали «Гамлета» Тома. Опыт закончился относительной неудачей -- Колобов счел Сокурова слишком радикальным и попросил его выйти из постановки. От Сокурова остался макет -- дирижер оказался позади солистов. В этот раз на постановку оперы Сокурова подбил Ростропович -- речь шла о дилогии «Борис Годунов»--«Хованщина». Причем сначала должна была осуществиться постановка «Хованщины» с Ростроповичем в «Ла Скала», и только потом -- «Борис» в Большом. Но в миланском театре после реконструкции не нашлось денег, и проект передвинули на 2008--2009 годы (Сокуров теперь сомневается, что он вообще состоится). А скандалы в Большом, случившиеся между театром и Ростроповичем (он отказался дирижировать «Войной и миром» за несколько дней до премьеры), а потом и Вишневской (после ее бурной реакции на нового «Евгения Онегина»), никак не сказались на планах постановки «Бориса». Он, как и предполагалось, должен мирно сосуществовать со старым, недавно возобновленным спектаклем 1948 года. О той постановке Баратова-Федоровского и качестве ее возобновления Сокуров говорит с большим и явно искренним уважением. Он вообще, кажется, в своей режиссерской концепции не исходит из мотивов полемики с историей постановок «Бориса» в частности и «оперной традицией» в целом. Его подход не выглядит полемично, разве что с напрашивающимися предположениями публики: «Меня в данном случае не интересует власть. Это будет спектакль не о власти. Только о людях. Действующие персонажи оперы и самой истории все как один сильные личности, достойные противники. И все счастливые люди: каждый достиг того, о чем мечтал. Свою смерть Борис принимает без страха. С грустью, но без содрогания. И я ни в коем случае не хочу сделать депрессивный спектакль». Много времени Сокуров провел за изучением нотного материала и исторических документов. Потом за рассказами об обнаруженных деталях музыки и истории всем участникам постановки. Его задача -- психологически мотивировать артистов, убедить их «проживать роли». Дальнейшее -- даже рисунок мизансцены -- у каждого исполнителя (их отобрано от двух до четырех на каждую партию) может быть разным. Разная острота характера, разное развитие. Кинематографический опыт только помогает: «Никакой особой оперной условности нет, условность -- это просто нежелание работать». В спектакле предполагаются сюрпризы: одним из них станет исполнение партии царевича Федора не женщиной, как обычно, а мальчиком 10--13 лет (убедить театр было непросто, но тут Сокуров при всей своей скромности его переупрямил). Так линия «отца и сына» станет очевидной и пронзительной. Другие новации лежат в области технологии: для постановки специально закуплено новое дорогостоящее световое оборудование и «живая проекция», которая вкупе с мягкими многослойными декорациями будет призвана создать воздушный объем и плавное движение действия без неловких театральных пауз. Вся вторая редакция оперы -- со Сценой в корчме, с Польским актом и прочими подробностями -- будет уложена в два «многодельных» действия с одним антрактом. По словам постановщиков, в небольшом пространстве филиала им тесно, «ярость и яркость молодой Европы в Польском акте» на сцене едва помещаются, но при желании спектакль можно будет перенести в основное здание. Каково будет желание театра в дальнейшем, предугадать невозможно, пока же в конце апреля и дальше спектакль будут показывать на Новой сцене.
«Эпоха Меровингов» в Музее изобразительных искусств Главная идея подготовленной с феноменальным усердием выставки на тему первой страницы истории жизни европейских народов -- показать, что культура неделима, что прошлое у нас во многом общее, а железные границы -- понятие варварское и устаревшее... >>
Александр Сокуров ставит «Бориса Годунова» -- о сильных и счастливых людях В Большом театре вовсю идет подготовка новой сценической версии оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Александра Сокурова, премьера которой состоится 25, 26, 27 и 28 апреля... >>
В Кремле выступил английский ансамбль Fretwork Место действия -- Оружейная палата Московского Кремля. Здесь проходит фестиваль «Высокая нота», основанный на любви к историческим вещам... >>
Малый драматический театр готовится сыграть «Жизнь и судьбу» на родной сцене Порядки, правила, художественные принципы, этические обычаи -- в общем, весь образ и строй жизни петербургского Малого драматического театра -- Театра Европы сложились давно и накрепко... >>
Джоан Харрис. «Блаженные шуты». Перевод c английского О. Кириченко. М.: «Издательство О. Морозовой», 2007... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|