N°43 16 марта 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Тема нашествия Пасхальный фестиваль в этом году будет выдержан в героических тонах
Традиционный, уже четвертый по счету Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, проходящий под патронатом правительства Москвы, а теперь еще и при поддержке Федерального агентства по культуре (фестивалю придан статус федерального), конечно, будет посвящен 60-летию Победы, но «его звучание будет шире», пообещал на пресс-конференции Юрий Лужков. Он сообщил, что «это культурное событие вышло далеко за рамки Москвы -- концерты пройдут еще в 20 регионах». И что это «фестиваль-река; такая масштабная». Поворачивать ее вспять мэр Москвы явно не собирается, как раз наоборот -- пусть течет, полноводная, куда ей надо.
А надо ей -- в провинцию. Чем дальше, тем глубже художественный руководитель Мариинки и Пасхального фестиваля погружается в отдаленные районы страны. Фестивальные программы запланированы в Ярославле, Тюмени, Омске, Ханты-Мансийске, Муроме, Северске, Угличе, Екатеринбурге, Томске, Александрове, и это еще не все. Таким образом, теперь уже почти невозможно говорить о том, что основной процент программ приходится на Москву. Но все-таки здесь концентрируются все исполнительские силы и все главные тематические линии фестиваля. Самая заметная из них -- тема героики. Под гром Победы Валерию Гергиеву удалось одержать верх над русофильской фестивальной концепцией, которую сам же он когда-то и придумал. До сих пор «пасхальным кредо» было исполнение «русской классики в европейском контексте», причем последнее приходилось в основном на долю приглашенных звезд. Теперь Гергиев сам будет играть и Бетховена, и Берлиоза, и Прокофьева, и Рахманинова: «В честь Победы должны прозвучать не только русские композиторы, но и немецкие! «Колокола» Рахманинова и «Героическая» Бетховена -- а почему, собственно, нет? Герберт фон Караян ведь играл в Зальцбурге «Бориса Годунова», почему нам не сыграть «Смерть Клеопатры»?» Героическую и масштабную фестивальную ноту поддержит самый громкий проект в расписании -- представление оперы Прокофьева «Война и мир» в той самой постановке Андрея Кончаловского, посмотреть которую ходили Владимир Путин и Тони Блэр. Спектакль будут показывать в Театре Советской армии: «Никто не знает, как там все прозвучит, никто не знает акустических свойств театра, и мы, конечно, играем с огнем, но рассчитываем на свой профессиональный опыт», -- сказал Гергиев, которому и вправду не впервой идти со своими операми в огонь и в воду. Публике особенно запомнился его кремлевский «Борис» под бесконечным проливным дождем. Еще одно новшество особенно дорого худруку фестиваля -- он собрал Молодежный оркестр стран -- участниц Великой Отечественной войны (по образцу молодежных оркестров мира и Европы). Впрочем, Юрий Лужков назвал новинку Оркестром стран-победительниц. То есть мнения и представления организаторов слегка разошлись, но не кардинально. Четкой географической концепции у нового оркестра нет. Гергиев говорил то о странах постсоветского пространства, то о «странах, у которых есть понимание нас, нашей культуры и ее места». Пока в оркестре есть юные музыканты из Армении, Казахстана, Украины. А потом дирижер мечтает пригласить в оркестр музыкантов из Италии, Германии, Японии и т.д. Швейцарских музыкантов там, видимо, не будет по причине военного нейтралитета, впрочем, Гергиев с его способностью выдвигать эффектные и эффективные концепции, а потом гнуть их как какой-нибудь ивовый прутик наверняка, если понадобится, что-то придумает. Кроме грандиозно пафосных на фестивале, как обычно, будут хоровые и звонильные программы, а для гурманов Петербурга и Москвы предлагается исполнение «Страстей по Иоанну» Баха Кельнским камерным хором и ансамблем старинной музыки Collegium Cartusianum Петера Ноймана. В прошлом году «Дни Баха» на Пасхальном фестивале, и особенно «Страсти по Матфею» в интерпретации Филиппа Херревеге и его ансамбля, стали главным событием сезона -- столько в них было музыки. Теперь кажется, что Пасхальный вознамерился привезти все страсти в лучших европейских исполнениях. Что выглядело бы как нельзя более благородно. Столь же «гуманитарные» намерения в свою очередь продемонстрировал и Юрий Лужков: по словам Гергиева, им удалось договориться о том, чтобы привезти наконец из Мариинки в Москву тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунгов», которой мариинский дирижер ужасно гордится и из-за которой даже ссорится с московскими организациями, когда те говорят, что тетралогию не потянут. А вот Лужков потянет. Впрочем, это произойдет уже за рамками Пасхального фестиваля, который продлится с 1 по 11 мая. Вагнера же привезут в начале июня. Хотя он тоже родом из «страны-участницы».
Владимир Путин провел совещание по вопросам реконструкции Большого и Мариинки Вчера президент впервые открыто вмешался в ход дел, связанных с реконструкцией двух российских театров -- Большого и Мариинки. Оба проекта готовятся уже несколько лет, неоднократно оспаривались, корректировались и переносились... >>
Три причины для того, чтобы посетить новую выставку в ГМИИ имени Пушкина Выставка «Мутон Ротшильд -- Искусство и Этикетка» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина изначально вызывала опасения... >>
Пасхальный фестиваль в этом году будет выдержан в героических тонах Традиционный, уже четвертый по счету Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, проходящий под патронатом правительства Москвы, а теперь еще и при поддержке Федерального агентства по культуре, конечно, будет посвящен 60-летию Победы, но «его звучание будет шире», пообещал на пресс-конференции Юрий Лужков... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|