N°124
13 июля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.07.2005
Правила поведения в европейском доме
версия для печати
Удачные для европейской конституции результаты воскресного референдума в Люксембурге, первого всенародного волеизъявления по этому вопросу после франко-голландского провала, -- новый повод задуматься над тем, насколько сложно внутреннее устройство главного внешнеторгового партнера России. «Да» избирателей Великого Герцогства не отменяет негативные итоги предыдущих двух голосований, но вносит в картину европейской политики дополнительные оттенки.

После того как конституцию ЕС дважды «прокатили» 29 мая во Франции и 1 июня в Нидерландах, а потом еще и лидеры стран Евросоюза не смогли договориться по поводу принципов формирования общего бюджета на 2007--2013 годы, накал критически-злорадных комментариев в российской и американской прессе превзошел все пределы. Спору нет, Европа, которая больше других любит объяснять ближним и дальним партнерам, «что такое хорошо и что такое плохо», сама невольно дает повод рассматривать собственные грехи и осечки через увеличительное стекло.

Но это стеклышко показывает подозрительно черно-белую картинку. Что сказывается на достоверности изображения и ведет к неправильным действиям.

В реальности драматические события, произошедшие в европейской политике в начале лета, неуловимо, но качественно меняют баланс сил внутри Евросоюза. Так, несмотря на то, что в провале конституции и бюджета нет никакой вины Европейской комиссии, именно она становится главной страдающей стороной. Ведь для европейских политиков удобнее всего списать все проблемы на «оторванную от народа» евробюрократию. А защитить Еврокомиссию толком некому, к тому же за последние годы она всех уже изрядно «достала» своей безудержной активностью.

Страны -- члены ЕС все чаще указывают комиссии ее место, отказывая в дополнительных полномочиях, даже там, где они нужны Брюсселю для исполнения указаний европейских столиц. Для внешних партнеров ЕС такое ослабление Еврокомиссии не означает ничего хорошего. Ведь евробюрократия стремится отыграться и усиливает давление на соседей Евросоюза. Россия это уже ощущает. 28 июня Совет министров транспорта ЕС отказал комиссии в праве вести переговоры по вопросам воздушного сообщения. Однако тем же решением страны-члены потребовали от Брюсселя добиться от Москвы полного открытия ее воздушного пространства для европейских компаний. Есть от чего прийти в замешательство.

Чтобы более-менее успешно общаться с Евросоюзом, внешний партнер объединенной Европы должен держать в голове три простых правила.

Во-первых, «европейское решение» не предполагает наличия выигравших и проигравших сторон. Все работают на благо всех, и никто не толкается локтями, стремясь максимизировать выгоды за счет конкурента. Неудивительно, что бывшие страны восточного блока, прошедшие школу коммунизма и американского менеджмента, на первых порах неуютно чувствовали себя за евросоюзовским столом. Но и они учатся правилам поведения в европейском доме. Чего стоит только коллективная готовность новичков отказаться от полагающихся им субсидий ради согласия по евробюджету на саммите 17 июня -- несколько наивная, но все же попытка проявить ответственность за общее будущее. Пусть даже и в ущерб собственному карману. Поэтому и предложения внешнего партнера Европы должны быть по возможности конструктивными.

Во-вторых, не в пример Америке терпимая в вопросах сексуальных отношений, алкоголя и табака Европа намного менее искренна, когда речь заходит о бизнесе или политике. Приведу пример: несмотря на то, что вокруг официальных органов Евросоюза -- комиссии и парламента -- вертится огромное число лоббистов всех мастей, само понятие «лоббизм» в ЕС начисто отсутствует. Вместо него употребляется термин «представительство интересов», который хоть и означает то же самое, но звучит более мирно. Формально и неформально воздействуя на чиновников ЕС, представители частных интересов работают не «против», а «за», стремясь заложить в европейские законы потенциальную выгоду для всех игроков Общего рынка.

Другое дело, что когда речь идет об отношениях с внешними партнерами, Европа особенно не церемонится и реагирует в темпе рассерженной гремучей змеи.

Поэтому, в-третьих, взаимодействуя с ЕС, необходимо ежеминутно держать руку на пульсе происходящих там процессов и изменений в сиюминутной расстановке сил. Несмотря на ставшую всеобщей неповоротливость бюрократической машины Старого Света, сегодня в Европе чаще, чем где бы то ни было в мире, необходимо действовать «здесь и сейчас». Те шаги с российской стороны, которые были возможны после провала евроконституции в гигантской Франции, могут оказаться совершенно бессмысленными уже на следующий день после референдума в крошечном Люксембурге. Внутренний расклад сил меняется быстро.

Способна ли на такое оперативное реагирование отечественная дипломатия? Скорее всего да. Однако здесь главным условием должна быть хотя бы относительная свобода МИДа от вмешательства непрофильных ведомств (как это происходит сейчас) и выстраивающих собственную карьеру политиков (как это было в памятной истории с калининградским транзитом).
Тимофей БОРДАЧЕВ, директор по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике


  ЗАГРАНИЦА  
  • //  13.07.2005
Reuters
На Украине готовят компромат на Тимошенко и Януковича
На Украине продолжают раскручивать уголовные дела, связанные с коррупцией. При этом преследуется также и политическая цель -- ослабить оппонентов накануне парламентских выборов 2006 года. Украинский премьер Юлия Тимошенко сделала сенсационное заявление... >>
//  читайте тему:  Ситуация на Украине
  • //  13.07.2005
Удачные для европейской конституции результаты воскресного референдума в Люксембурге, первого всенародного волеизъявления по этому вопросу после франко-голландского провала, -- новый повод задуматься над тем, насколько сложно внутреннее устройство главного внешнеторгового партнера России... >>
  • //  13.07.2005
Новый посол России как показатель отношения к Белоруссии
В ближайшие дни в Минск приедет новый посол России, экс-губернатор Саратовской области, 54-летний Дмитрий Аяцков. На 13 июля намечен рабочий визит в Минск замминистра иностранных дел России Григория Карасина, и наверняка одна из целей этого визита -- подготовить белорусов к приезду нового главы дипмиссии, репутация которого далеко не однозначна... >>
//  читайте тему:  Россия и Белоруссия
  • //  13.07.2005
Reuters
Альбер II сделал то, что запрещено его темнокожему сыну
Вчера в Монако вступил на престол новый князь -- 47-летний Альбер II Гримальди. Эта династия вот уже 700 лет правит княжеством размером всего в два квадратных километра на побережье Средиземного моря... >>
  • //  13.07.2005
В Ливане идет охота на известных политиков
В Ливане в результате теракта вчера утром был ранен исполняющий обязанности министра обороны Ильяс Мурр. На месте взрыва в Интельянсе, христианском предместье Бейрута, осталась воронка глубиной полтора и диаметром два метра... >>
  • //  13.07.2005
Вчера в 19.45 по московскому времени террорист-самоубийца взорвал себя на входе в торговый центр "Ха-Шарон" в израильском городе Натанья к северу от Тель-Авива... >>
//  читайте тему:  Израиль и Палестина
  • //  13.07.2005
В Израиле у Невзлина появились трудности
Сегодня Леонид Невзлин, один из совладельцев ЮКОСа и держатель контрольного пакета акций Group Menatep, выступит на заседании правительственной комиссии США на тему "Дело ЮКОСа и его последствия для политики и бизнеса России"... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  13.07.2005
В 2006 году, впервые за последние десятилетия, численность еврейского населения в еврейском Государстве Израиль может превысить численность евреев в других странах мира и даже в США, где их всегда было больше всего... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика