N°237
28 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.12.2004
Артель художников -- жителей деревни Никола Ленивец строит объект «Телебашня».
Колонисты и колонизаторы
версия для печати
Художник, тем более художник современный, есть существо самостоятельное и подчас даже противостоящее обществу. Но и художникам свойственно сбиваться в стаи, организуя группы, товарищества, общества, союзы, коммуны и т.д. -- иногда по эстетическим, иногда по этическим, а то и просто по житейским резонам. Совместное проживание все равно накладывает отпечаток на искусство проживающих совместно. Но иногда объектом артистического влияния становятся, грубо говоря, соседи, то есть публика нехудожественная и чуждая богемным сферам.

«Хождение в народ» имеет прецеденты в истории русского искусства. Еще в середине 1870-х годов в подмосковном имении «Абрамцево» промышленника и мецената Саввы Мамонтова сложилось артистическое содружество, занятое поисками национальной идеи применительно к живописи, архитектуре и декоративно-прикладному искусству. По окрестным селам собирались элементы декора крестьянских изб, народная одежда, прялки, утварь. Сами члены Абрамцевского кружка работали в столярно-резчицкой и керамической мастерских, создавая произведения «в народном духе». Затем дело «мамонтовцев» продолжили в начале XX века «тенишевцы» (от имени мецената и коллекционера Марии Тенишевой) в селе Талашкино близ Смоленска. Так рождался «неорусский» стиль -- одно из вершинных достижений русского модерна.

Однако те загородные артистические колонии, несмотря на свой демократический дух, оставались закрытыми экспериментами «аристократов духа», примеряющих на себя крестьянские рубища перед дорогим зеркалом в раме красного дерева. Настоящее искусство сотрудничества художника и масс стало возможным после октября 1917 года, когда авангардистская «Великая утопия» ненадолго стала официальной эстетической доктриной. Достаточно вспомнить Витебск времен Малевича и Шагала с УНОВИСом (Обществом утверждения нового искусства), где создание новых революционных художников было буквально поставлено на поток. Но вскоре этот поток слился с реками, омывающими Архипелаг ГУЛАГ...

Сегодня художники тоже выезжают за город, селятся колониями и даже вступают в коммуникацию с аборигенами. А элитарная пленэрная традиция продолжает конкурировать с демократической -- образовательно-социальной, перекраивающей жизнь по законам современного искусства. И одно не противоречит другому.
Александр ПАНОВ


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  28.12.2004
Артель художников -- жителей деревни Никола Ленивец строит объект «Телебашня».
Художник, тем более художник современный, есть существо самостоятельное и подчас даже противостоящее обществу. Но и художникам свойственно сбиваться в стаи, организуя группы, товарищества, общества, союзы, коммуны и т.д... >>
  • //  28.12.2004
У хорошего художника даже выезд на пленэр может превратиться в социальный проект
С относительно недавних пор у столичных актуальных художников появились серьезные конкуренты «из области». Впрочем, не из Московской, а Калужской, что тоже не очень далеко. >>
  • //  28.12.2004
У артобъекта, созданного в жанре public art (или land art, или open air -- все заковыристые английские термины обозначают искусство на природе), четкий критерий качества. Это искусство чем лучше, тем оно общительнее... >>
  • //  28.12.2004
Питерский район Озерки как артистический «вишневый сад»
Семинар «Деревня художников», организованный Петербургским журналистским центром международного сотрудничества при поддержке аналогичной организации северных стран, предложил журналистам сравнить два способа организации социохудожественного пространства... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика