N°237 28 декабря 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Колонисты и колонизаторы
Художник, тем более художник современный, есть существо самостоятельное и подчас даже противостоящее обществу. Но и художникам свойственно сбиваться в стаи, организуя группы, товарищества, общества, союзы, коммуны и т.д. -- иногда по эстетическим, иногда по этическим, а то и просто по житейским резонам. Совместное проживание все равно накладывает отпечаток на искусство проживающих совместно. Но иногда объектом артистического влияния становятся, грубо говоря, соседи, то есть публика нехудожественная и чуждая богемным сферам.
«Хождение в народ» имеет прецеденты в истории русского искусства. Еще в середине 1870-х годов в подмосковном имении «Абрамцево» промышленника и мецената Саввы Мамонтова сложилось артистическое содружество, занятое поисками национальной идеи применительно к живописи, архитектуре и декоративно-прикладному искусству. По окрестным селам собирались элементы декора крестьянских изб, народная одежда, прялки, утварь. Сами члены Абрамцевского кружка работали в столярно-резчицкой и керамической мастерских, создавая произведения «в народном духе». Затем дело «мамонтовцев» продолжили в начале XX века «тенишевцы» (от имени мецената и коллекционера Марии Тенишевой) в селе Талашкино близ Смоленска. Так рождался «неорусский» стиль -- одно из вершинных достижений русского модерна. Однако те загородные артистические колонии, несмотря на свой демократический дух, оставались закрытыми экспериментами «аристократов духа», примеряющих на себя крестьянские рубища перед дорогим зеркалом в раме красного дерева. Настоящее искусство сотрудничества художника и масс стало возможным после октября 1917 года, когда авангардистская «Великая утопия» ненадолго стала официальной эстетической доктриной. Достаточно вспомнить Витебск времен Малевича и Шагала с УНОВИСом (Обществом утверждения нового искусства), где создание новых революционных художников было буквально поставлено на поток. Но вскоре этот поток слился с реками, омывающими Архипелаг ГУЛАГ... Сегодня художники тоже выезжают за город, селятся колониями и даже вступают в коммуникацию с аборигенами. А элитарная пленэрная традиция продолжает конкурировать с демократической -- образовательно-социальной, перекраивающей жизнь по законам современного искусства. И одно не противоречит другому.
Художник, тем более художник современный, есть существо самостоятельное и подчас даже противостоящее обществу. Но и художникам свойственно сбиваться в стаи, организуя группы, товарищества, общества, союзы, коммуны и т.д... >>
У хорошего художника даже выезд на пленэр может превратиться в социальный проект С относительно недавних пор у столичных актуальных художников появились серьезные конкуренты «из области». Впрочем, не из Московской, а Калужской, что тоже не очень далеко. >>
У артобъекта, созданного в жанре public art (или land art, или open air -- все заковыристые английские термины обозначают искусство на природе), четкий критерий качества. Это искусство чем лучше, тем оно общительнее... >>
Питерский район Озерки как артистический «вишневый сад» Семинар «Деревня художников», организованный Петербургским журналистским центром международного сотрудничества при поддержке аналогичной организации северных стран, предложил журналистам сравнить два способа организации социохудожественного пространства... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|