N°220
01 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.12.2004
Виктор Сенцов
Давайте познакомимся
Завершился фестиваль Stand-up Comedy

версия для печати
Развлечения, которые предлагают сегодня московские ночные клубы, достаточно разнообразны, хотя и ориентированы в основном на музыку всевозможных стилей и направлений. Однако на клубных площадках появляются программы современного танца и перформансы, не хватает лишь популярного в Англии и Америке разговорного жанра Stand-up Comedy.

Журнал "Афиша" на прошлой неделе провел в «Клубе на Брестской» фестиваль Stand-up Comedy. На открытый диалог с публикой решились Николай Фоменко, Ольга Лапшина, Андрей Лапин, Псой Короленко и человек по имени Коллективное БеЗсознательное, а также Елена Морозова и Сергей Фролов. Специально приглашенным гостем феста стал английский комик Иан Стоун. Заранее объявленные выступления братьев Пресняковых и Ренаты Литвиновой не состоялись.

Собственного непосредственного опыта существования в этом жанре ни у артистов, ни у зрителей не было (хотя представление о классике жанра -- благодаря фильму Боба Фосса "Ленни", посвященному знаменитому комику Ленни Брюсу, -- было), и в итоге пришлось совместно экспериментировать.

Stand-up -- явление не столько художественное, сколько социокультурное. Обозначить границы жанра довольно трудно. Прежде всего потому, что в основе идеологии Stand-up Comedy лежит стремление нарушать рамки и запреты, разрушать условности -- будь то четвертая стена, употребление табуированной лексики или эпатаж. (Недаром расцвет Stand-up в Штатах пришелся на разрушающие условности 60-х годов). Исполнителю на сцене не возбраняется материться, обсуждать скользкие темы и демонстрировать гениталии. И всего этого на сцене было достаточно. (Псой Короленко рассказывал неприличные анекдоты "с бородой", а Андрей Лапин распахивал белый медицинский халат, белья под которым не было). Так что к концу фестиваля шокировать могло скорее отсутствие этих компонентов сценического представления. Но самой увлекательной и интересной стала другая обязательная часть программы -- общение артиста с публикой, молниеносная реакция на ту или иную реплику из зала, импровизация. Публика тоже стремилась быть находчивой и остроумной. Псой Короленко, например, предложил залу подпеть ему песенку "про Игната". Медленно показал слова и мотивчик. Реакции никакой. Еще раз попросил: давайте споем. И вдруг тихо из зала -- Yesterday... Получилось элегантно и смешно. А Иану Стоуну достался человек, который отказывался отвечать, как его зовут, а когда артист стал настаивать, поднялся и быстро стал удаляться от комика, который радостно устремился за ним. Загнав зрителя в угол, Стоун милосердно отступил и вернулся на сцену.

Иан Стоун -- единственный участник фестиваля, профессионально работающий в жанре Stand-up Comedy. Он выступает со своими программами в Лондоне и гастролирует по миру. Предполагалось, что он расскажет про свои свежие впечатления от Москвы. Но он ограничился шутками о погоде и об опасной езде водителей на дорогах. Основная часть монолога состояла из готовых реприз о лондонской жизни, забавных показов персонажей и шуток о величине собственного носа (и вправду выдающегося).

Выступление не оставило грандиозного впечатления, и, может быть, дело в том, что хотя в России артисты действительно не выступают в клубах с монологами, но сам жанр бытует. Не на эстраде -- на кухне. В любой компании есть артистичный человек -- остроумный тамада и блестящий рассказчик, со сложившимися интермедиями, с байками, перетекающими одна в другую, в монолог которого легко может вклиниться любой присутствующий. Это нисколько не бросает тень на талант Иана Стоуна, но отразилось на интенсивности восприятия российской публики.

Украшением фестиваля стали выступления Николая Фоменко и Ольги Лапшиной.

Зрители, привыкшие к резковатому телевизионному образу Николая Фоменко, наверно, ушли разочарованными. Никаких масок и залихватских шуток не случилось. А был хорошо продуманный монолог на заранее выбранную тему -- "недоумение". Артист легко и остроумно разложил слово на составляющие, превратив в не-до-умение, и деконструкция слова поменяла смысл и тему. Конечно, были опорные и запланированные эпизоды и репризы, но не было комедийных штампов, и главным было не рассмешить публику, но исследовать возможности прямого диалога с залом.

В самом начале, заявив, что работа артиста не получает должного внимания и его "выразительная спина" никому не видна, Фоменко выбрал из зала девушку и попросил посидеть на сцене позади него. Девушка стала полноправным участником действия. В этот вечер девушка была тихая и застенчивая, а в другой раз могла оказаться смешливая и громкая. Эти реакции (смущение, улыбка...) дополняли картину из зрительного зала, делали выступление живым.

Ольга Лапшина исполнила "Монолог немедийного лица", специально для нее написанный сценаристом Родионом Белецким. Возникла ниточка, соединившая ее выступление и выступление Николая Фоменко. Появилась внутренняя драматургия фестиваля.

Ольга Лапшина -- актриса, играющая в Центре драматургии Рощина и Казанцева, -- говорила о том, как бы ей хотелось, чтобы ее узнавали, и рассказывала свою биографию. В свой монолог она включала смешные клоунские номера, гимнастические упражнения, строила с помощниками нечто отдаленно напоминающее пирамиду и взрывала свой тихий монолог мощным пением. А в итоге эксцентричное действие на сцене свелось к простому лирическому высказыванию: как важно узнавать не лица, а людей, не поворачиваться друг к другу... спиной, а быть лицом к лицу. Эта немного сентиментальная нотка и объединила все выступления фестиваля.
Ольга АСТАХОВА
//  читайте тему  //  Театр


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.12.2004
Виктор Сенцов
Завершился фестиваль Stand-up Comedy
Развлечения, которые предлагают сегодня московские ночные клубы, достаточно разнообразны, хотя и ориентированы в основном на музыку всевозможных стилей и направлений... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  01.12.2004
ИТАР-ТАСС
Майя Плисецкая представила альбом своих фотографий
Когда-то Майя Плисецкая пожаловалась, что трудно жить в стране, где не найдешь более трех сортов сыра. Андрей Вознесенский, вышедший в понедельник на сцену «Новой оперы», чтобы поздравить балерину с появлением очередного фотоальбома ("Ave Майя", в нем собраны и не публиковавшиеся ранее фотографии), выдал замечательную формулу: «Россия -- страна не сыров, но великих «сырих». И «сырихи» встретили слова поэта аплодисментами. >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  01.12.2004
Несерьезная музыка из Тувы, Финляндии и Америки
В среду и четверг на старинной площадке ЦДХ, где в конце 90-х бурлила альтернативная жизнь, а сейчас лишь иногда бывают ее тихие всплески, бренчит, отплясывает и шаманит группа «Хуун-Хуур-Ту»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  01.12.2004
Экспертный совет премии «Золотой орел» более не навязывает своего выбора
Российская киноакадемия, возглавляемая режиссером Владимиром Наумовым (широкой публике более известная как «Золотой орел»), объявила об изменении регламента вручения своих премий. На соискание «Золотого орла» по-прежнему выдвигаются как кинофильмы, так и картины, снятые в телевизионном формате (до восьми серий они попадают в категорию «Минисериал», после восьми серий -- «Сериал»). >>
  • //  01.12.2004
Смотрите со 2 декабря на экранах Москвы
Московские кинопремьеры. >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика