Время новостей
     N°220, 01 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.12.2004
Давайте познакомимся
Завершился фестиваль Stand-up Comedy
Развлечения, которые предлагают сегодня московские ночные клубы, достаточно разнообразны, хотя и ориентированы в основном на музыку всевозможных стилей и направлений. Однако на клубных площадках появляются программы современного танца и перформансы, не хватает лишь популярного в Англии и Америке разговорного жанра Stand-up Comedy.

Журнал "Афиша" на прошлой неделе провел в «Клубе на Брестской» фестиваль Stand-up Comedy. На открытый диалог с публикой решились Николай Фоменко, Ольга Лапшина, Андрей Лапин, Псой Короленко и человек по имени Коллективное БеЗсознательное, а также Елена Морозова и Сергей Фролов. Специально приглашенным гостем феста стал английский комик Иан Стоун. Заранее объявленные выступления братьев Пресняковых и Ренаты Литвиновой не состоялись.

Собственного непосредственного опыта существования в этом жанре ни у артистов, ни у зрителей не было (хотя представление о классике жанра -- благодаря фильму Боба Фосса "Ленни", посвященному знаменитому комику Ленни Брюсу, -- было), и в итоге пришлось совместно экспериментировать.

Stand-up -- явление не столько художественное, сколько социокультурное. Обозначить границы жанра довольно трудно. Прежде всего потому, что в основе идеологии Stand-up Comedy лежит стремление нарушать рамки и запреты, разрушать условности -- будь то четвертая стена, употребление табуированной лексики или эпатаж. (Недаром расцвет Stand-up в Штатах пришелся на разрушающие условности 60-х годов). Исполнителю на сцене не возбраняется материться, обсуждать скользкие темы и демонстрировать гениталии. И всего этого на сцене было достаточно. (Псой Короленко рассказывал неприличные анекдоты "с бородой", а Андрей Лапин распахивал белый медицинский халат, белья под которым не было). Так что к концу фестиваля шокировать могло скорее отсутствие этих компонентов сценического представления. Но самой увлекательной и интересной стала другая обязательная часть программы -- общение артиста с публикой, молниеносная реакция на ту или иную реплику из зала, импровизация. Публика тоже стремилась быть находчивой и остроумной. Псой Короленко, например, предложил залу подпеть ему песенку "про Игната". Медленно показал слова и мотивчик. Реакции никакой. Еще раз попросил: давайте споем. И вдруг тихо из зала -- Yesterday... Получилось элегантно и смешно. А Иану Стоуну достался человек, который отказывался отвечать, как его зовут, а когда артист стал настаивать, поднялся и быстро стал удаляться от комика, который радостно устремился за ним. Загнав зрителя в угол, Стоун милосердно отступил и вернулся на сцену.

Иан Стоун -- единственный участник фестиваля, профессионально работающий в жанре Stand-up Comedy. Он выступает со своими программами в Лондоне и гастролирует по миру. Предполагалось, что он расскажет про свои свежие впечатления от Москвы. Но он ограничился шутками о погоде и об опасной езде водителей на дорогах. Основная часть монолога состояла из готовых реприз о лондонской жизни, забавных показов персонажей и шуток о величине собственного носа (и вправду выдающегося).

Выступление не оставило грандиозного впечатления, и, может быть, дело в том, что хотя в России артисты действительно не выступают в клубах с монологами, но сам жанр бытует. Не на эстраде -- на кухне. В любой компании есть артистичный человек -- остроумный тамада и блестящий рассказчик, со сложившимися интермедиями, с байками, перетекающими одна в другую, в монолог которого легко может вклиниться любой присутствующий. Это нисколько не бросает тень на талант Иана Стоуна, но отразилось на интенсивности восприятия российской публики.

Украшением фестиваля стали выступления Николая Фоменко и Ольги Лапшиной.

Зрители, привыкшие к резковатому телевизионному образу Николая Фоменко, наверно, ушли разочарованными. Никаких масок и залихватских шуток не случилось. А был хорошо продуманный монолог на заранее выбранную тему -- "недоумение". Артист легко и остроумно разложил слово на составляющие, превратив в не-до-умение, и деконструкция слова поменяла смысл и тему. Конечно, были опорные и запланированные эпизоды и репризы, но не было комедийных штампов, и главным было не рассмешить публику, но исследовать возможности прямого диалога с залом.

В самом начале, заявив, что работа артиста не получает должного внимания и его "выразительная спина" никому не видна, Фоменко выбрал из зала девушку и попросил посидеть на сцене позади него. Девушка стала полноправным участником действия. В этот вечер девушка была тихая и застенчивая, а в другой раз могла оказаться смешливая и громкая. Эти реакции (смущение, улыбка...) дополняли картину из зрительного зала, делали выступление живым.

Ольга Лапшина исполнила "Монолог немедийного лица", специально для нее написанный сценаристом Родионом Белецким. Возникла ниточка, соединившая ее выступление и выступление Николая Фоменко. Появилась внутренняя драматургия фестиваля.

Ольга Лапшина -- актриса, играющая в Центре драматургии Рощина и Казанцева, -- говорила о том, как бы ей хотелось, чтобы ее узнавали, и рассказывала свою биографию. В свой монолог она включала смешные клоунские номера, гимнастические упражнения, строила с помощниками нечто отдаленно напоминающее пирамиду и взрывала свой тихий монолог мощным пением. А в итоге эксцентричное действие на сцене свелось к простому лирическому высказыванию: как важно узнавать не лица, а людей, не поворачиваться друг к другу... спиной, а быть лицом к лицу. Эта немного сентиментальная нотка и объединила все выступления фестиваля.

Ольга АСТАХОВА
//  читайте тему  //  Театр