N°224 01 декабря 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Тысяча невежд и одна царица Вагнеровская певица Вальтрауд Майер выступила с концертом в Большом театре
В рамках респектабельного цикла «Камерные вечера в Большом», который уже не умещается в тесные стены Бетховенского зала Большого театра и расширился до масштабов его Новой сцены, вагнеровская дива Вальтрауд Майер выступила с сольным лидерабендом -- программой из песен ранних и поздних немецких романтиков.
Если бы в последние десять лет мюнхенскую красавицу с завораживающим меццо у нас видели в ее коронных партиях Кундри, Зиглинды, Изольды или хотя бы Кармен (про сокрушительную Марию из «Воццека» Альбана Берга и говорить не стоит), то воскресное появление Майер в Большом можно было бы смело считать частью процесса превращения Москвы в одну из европейских музыкальных столиц. Московский концерт Вальтрауд Майер стал частью ее мирового турне с камерной программой, которому она решила посвятить весь нынешний сезон. Здешняя публика увидела и услышала действующую звезду, одну из любимых актрис и певиц Патриса Шеро, Гарри Купфера, Петера Конвичного, Даниэля Баренбойма, Джеймса Ливайна, Клаудио Аббадо и Зубина Меты такой, какой сегодня ее видят мировые сцены. Но случайный характер майеровского появления выдавало даже не то, что с вызывающе прекрасными и сильными ее героинями здесь знакомы по большей части только знатоки. Самое странное, что значительная часть публики, купившая какие-то неадекватно дешевые билеты (не идущие в сравнение не только с ценами на другую вагнеровскую жемчужину -- Джесси Норман, -- но и просто на какой-либо заметный концерт), явно вообще не представляла себе, кто перед ней стоит, однако отнеслась к визитерше более чем благосклонно. Между песнями вокальных циклов или серий, как и между частями симфоний и сонат, в приличных домах вообще-то не аплодируют, но здесь слушатели решили дружными аплодисментами выражать свое теплое отношение к певице после каждой песни. Тонкие или вязкие тональные, интонационные, тематические и эмоциональные связи между экспрессивными миниатюрами Гуго Вольфа, нежными историями Брамса, изящными шубертовскими песнями и пасмурными страстями вагнеровского цикла «Пять песен на слова Матильды Везендонк» разрывались на глазах. Сама главная героиня современной мировой вагнеровской (и не только) сцены оказалась не капризной примадонной и не оголтелой интеллектуалкой -- рассказывали, что на предложение объяснить в антракте залу правила поведения она ответила отказом: дескать, такое проявление теплоты довольно трогательно. Вряд ли стоило воспринимать этот майеровский отказ, если он на самом деле был, как простосердечие. Не заметить ее ум и ее эстетство совершенно невозможно. И даже если Майер прямо не объяснила, что Шуберта она исполняет не вполне каноническим образом, что он у нее не всамделишный, а отстраненный, слишком эффектный, словно увиденный с высоты модернистской позднеромантической искушенности (и потому можно не замирать в священном трепете перед отцом немецкой романтической песни, можно даже хлопать, не дожидаясь окончания фразы), -- она наверняка имела это в виду. Равно как и то, что вагнеровский цикл на стихи Матильды Везендонк она умеет сделать так, что публика оцепенеет как заколдованная и вообще забудет про свои руки и ноги (эта не замерла и не забыла). Позволяя гулять гуннам, Майер полагалась на свою имперскую силу и способность сопоставлять и управлять, а не только проявляла царственное благоволение. Но аудитория, почувствовав силу образов и завораживающую стать голоса в первом отделении, ко второму раздухарилась совершенно. Все сделанное Вальтраудой Майер для того, чтобы камерный и нервный жанр обрел не только внешне шикарное, но и насыщенное модернистской матовой экспрессией масштабное измерение, публика понимала как проявление «оперности». Что и выражалось во взрывах аплодисментов на последних аккордах. Между тем майеровская оперность, действительно пронизывающая ее камерные интерпретации, как раз противоположна расхожей оперности чувствительных примадонн. Ее образы ближе к героиням Марлен Дитрих и Греты Гарбо, нежели к традиционной сопрановой выразительности. Так что в череде шелковых брамсовских миниатюр не только слышится мощное брамсовское прошлое (легкими штрихами фразировки и звукоизвлечения Майер напоминает в Брамсе о Бахе и Бетховене), но и угадывается горделивый надлом будущей эпохи гибели богов -- рубежа XIX и ХХ веков, где и появляется тихая экспрессия Гуго Вольфа. На мой вкус именно эти песни были самым сильным моментом программы, а вовсе даже не фирменный волоокий Вагнер. Здесь от подспудной модернистской манерности аристократичной Майер оставалось не так уж много, а ее сила и ее слабость превращали эти песни в психоделический хрустальный мир, зажатый между силой германского культуры и ее тревожной уязвимостью. Для умной и эффектной Майер этот эстетизированный мир -- очень подходящее пространство, в нем ее игры в оперность и пышное аристократичное актерство на камерном материале выглядят красиво и убедительно. А стоит ли считать, что певица проиграла прямодушной публике, принявшей игры за чистую монету, или достаточно в очередной раз посетовать на воинствующую неискушенность аудитории, которая выиграть не может, поскольку игр не понимает, -- дело темперамента и вкуса.
Спектакли Виктора Крамера на фестивале «Балтийский дом» Рецензия на спектакль режиссера Виктора Крамера «Суперфлю» могла бы называться «Крамер против Крамера» (как знаменитый фильм Роберта Бентона), но мне не хотелось задавать игривую интонацию в заголовке и писать о театре Крамера в шутливом тоне... >>
Работы Уорхола, Баскиа и Вессельмана теперь можно увидеть и даже купить в Москве Богатые люди, возможно, тоже любят искусство. Но до прошлой пятницы отправиться за прекрасным, но специфическим товаром им было некуда. Даже в самых шикарных отечественных галереях их встречала российская экзотика... >>
К 100-летию Михаила Ивановича Царева Михаил Царев вышел на сцену в 1920 году, когда ему еще не было семнадцати. Почти тридцатилетним (хотя выглядевшим моложе) пришел к Мейерхольду: тот оценил актера, умницу и красавца... >>
Вагнеровская певица Вальтрауд Майер выступила с концертом в Большом театре В рамках респектабельного цикла «Камерные вечера в Большом», который уже не умещается в тесные стены Бетховенского зала Большого театра и расширился до масштабов его Новой сцены, вагнеровская дива Вальтрауд Майер выступила с сольным лидерабендом -- программой из песен ранних и поздних немецких романтиков... >>
Отечественная академическая историография заботится о новом имидже В минувшую субботу в клубе «Монолит» в рамках общественного марафона «Да будет мир!» Институт российской истории РАН, издательский дом «Магистр-Пресс», финансовая корпорация «НИКойл» презентовали VIII том Всемирной энциклопедии ЮНЕСКО «История человечества»... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|