N°233
19 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  19.12.2002
«О высоком» без адреса
версия для печати
Так вышло, что по телеканалу «Культура» я в основном смотрю передачи о музыке -- как правило, классической. Некоторые концерты «великих и знаменитых» (особенно дирижеров Караяна, Бернстайна, Аббадо, Светланова, Рождественского, Федосеева) даже с удовольствием записываю на видак. Да и присутствие музыки на канале, на мой взгляд, куда более интересно артикулировано, нежели изобразительного искусства и архитектуры. Почему так вышло?

На сайте канала, щелкнув на слово «палитра», я загрузил мой компьютер целым списком передач по изо и архитектуре. Программ насчитал 24, за редким исключением все они присутствуют в нынешней сетке канала. Но тем не менее соотносить канал «Культура» с внятным разговором на тему артжизни, тем паче архитектурной жизни, не могу. Вчитаемся в список программ. Четверть из них (шесть передач) можно объединить темой «Навстречу 300-летию города Санкт-Петербурга». По форме это телеэкскурсии, иллюстрированные богатым видеорядом рассказы о людях, дворцах и музейных сокровищах. Сами экскурсии могут быть хороши (если это программа Михаила Пиотровского «Мой Эрмитаж»). Могут быть скучны (если это программа Владимира Гусева «Век Русского музея»). Но считать их полноценной коммуникацией по поводу современной (да и не только современной) художественной жизни невозможно. Во время экскурсии не принято разговаривать. Ее принято слушать, запоминать факты, записывать их в блокнотик. Полемика, диалог в этом жанре как-то не предполагаются.

Другая четверть программ посвящена искусству и людям провинции. Названия говорят сами за себя: «Иван Безземельный, или Россия русских», «Живое дерево ремесел», «Тарантас»... Зрителю предлагается совершить ту же виртуальную экскурсию. Только с условием, что он представит себя американским фанатом русской души и экзотики. А может быть, девятиклассником, которого принудительно сажают в «Икарус» и вместе с классом везут куда-нибудь подальше коллективно любить провинцию. Не перевелись еще... Да не перевелись, успокойтесь!

Оставшаяся половина передач почти целиком могла бы стать рубриками уважаемого и интересного старомодно-пафосного журнала о тех же «судьбах, высоких идеалах, русском духе и нынешней бездуховности». Журнала «Наше наследие», например. Кстати, в двух передачах сотрудники «Наследия» принимают непосредственное участие: в «Артпанораме» и «Театре одного художника». Но и другие циклы вполне себе вписываются в «наслединский» формат. Об истории мировой культуры популярно повествует в «Пятом измерении» директор ГМИИ Ирина Антонова. Журналист Владимир Венедиктов снимает сериал с «говорящим» названием «Третьяковка -- дар бесценный». Видеофильм о художнике Иване Крамском называется, естественно, «Проклятые портреты». Модный Михаил Шемякин строит свой «Воображаемый музей», где собирается окончательно разобраться с «проклятыми вопросами» мирового искусства. Снова маячит «экскурсионный проект» для восторженных иностранцев и старшеклассников: салонный треп и общие места чередуются с краткими или развернутыми экскурсами в прошлое, большими историями и маленькими историйками.

Лишь три цикла передач канала посвящены так называемому Contemporary Art. Один из них («Форма» Виктора Мизиано -- удачная попытка растормошить зрителя по поводу нового языка искусства) благополучно завершился в прошлом году. Два других готовит известная в Москве TV-галерея. Ее руководитель Нина Зарецкая рассказывает о «классиках современного искусства» (в одноименной программе). Параллельно готовится проект о русских нонконформистах «Портреты художников».

Что же получается в целом? Главная проблема -- отсутствие внятной интонации и ритма диалога с аудиторией. Все 24 передачи воспринимаются не каркасом, не монтажными узлами языковой конструкции -- коммуникации, а заплатками между куда более внятными программами о музыке или литературе. Заметим, кстати, даже холодная, напоминающая компьютерный интерфейс стилистика дизайнерских заставок «Культуры» от Елены Китаевой куда более органична для передач Артема Варгафтика или Татьяны Толстой, нежели для обрамления многословных витийств «о высоком» или лекций музейных директоров. Чтобы возникли ритм и интонация, необходимо представление о целях общения с адресатом, образ коего, как видно, тоже смутен.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.12.2002
Канал «Культура» существует всего пять лет, а кажется, что был всегда. К счастью, за это время гениальное решение Бориса Ельцина о создании свободного от рекламы и полностью посвященного «духовным ценностям» телеканала не было отменено, а в этом году даже получило новое развитие. С 1 ноября этого года на канале появилось новое оформление, возникли целые грозди новых программ, после ремонта здания Дома звукозаписи, куда переселилась редакция, возникли условия для собственного производства. За счет спутникового вещания канал теперь можно смотреть даже во Владивостоке, а также на территории бывшего СССР, и в ближайшее время его потенциальная аудитория составит 85 миллионов человек. Зритель к каналу благоволит, а специалисты отмечают положительную динамику. Но если уж все так хорошо складывается, то не пришла ли пора посмотреть на политику канала не умиленно и благодарно, а более трезво... >>
  • //  19.12.2002
Так вышло, что по телеканалу «Культура» я в основном смотрю передачи о музыке -- как правило, классической. Некоторые концерты «великих и знаменитых» (особенно дирижеров Караяна, Бернстайна, Аббадо, Светланова, Рождественского, Федосеева) даже с удовольствием записываю на видак. Да и присутствие музыки на канале, на мой взгляд, куда более интересно артикулировано, нежели изобразительного искусства и архитектуры. Почему так вышло?.. >>
  • //  19.12.2002
Рейтингам у нас в стране пока доверять не принято: их составителей подозревают в манипуляции, да и статистику не считают наукой точной -- подумаешь, опросили 600 человек, как можно судить по ним о большой стране? Меж тем судить можно, и суждения иногда получаются любопытными... >>
  • //  19.12.2002
Телезрители судят доброжелательно, но не конкретно
Мы опросили около полусотни человек, живущих в Москве и работающих или собирающихся работать в области искусства. Задавали им три вопроса: «Смотрите канал «Культура»?», «Что нравится больше всего?» и «Как освещают область вашего профессионального интереса?» Опубликовать все ответы, естественно, невозможно, но в целом у нас получилось вот что... >>
  • //  19.12.2002
Несколько вопросов тому, кто знает, как надо рассказывать про новое в искусстве
Культурные новости -- слабое звено практически всех информационных передач. Для обычных выпусков новостей культура -- падчерица. Понятно, что пространство культуры куда более разнородно и гораздо хуже разработано, чем поле политическое. Телезрителям не принято объяснять, кто такой Березовский или Закаев, так как про историю этих персонажей им рассказывают едва ли не ежедневно и подробно. А вот для событий из области культуры, как правило, нужны специальные комментарии, которые формат новостных передач не предусматривает. Поэтому обычные каналы обходятся сообщениями про хорошо известное -- могут рассказать про Большой театр, музей Эрмитаж или премьеру «Бонда». Для канала «Культура» такой подход неприемлем. Но найти свой способ решения этой проблемы -- информировать публику о повседневном течении культурной жизни последовательно и внятно -- ему пока не удалось. Не уверена, что такая задача осознанно на канале ставилась. Поскольку смотреть новостные выпуски на «Культуре», увы, не увлекательно. Очень много вопросов возникает к создателям этой программы... >>
  • //  19.12.2002
Тезис «из всех искусств самым ненужным является словесность» за последние десять лет обрел статус аксиомы. Как дошли мы в нашей «литературоцентричной» стране до жизни такой, разговор отдельный. И не сегодняшний. Что имеем, то имеем. Как в негласной, но жесткой системе общественных ценностей, так и на ТВ, включая канал «Культура»... >>
  • //  19.12.2002
Когда пять лет назад зачинался канал «Культура», я думал: «А что же будет там с массовой культурой?» Могла быть ругательская ругань в адрес попсы голимой, к примеру. Или могли показывать каких-нибудь безобидных Pet Shop Boys, сказав отечески: ну, эти вроде ничего, петь умеют, музыкальное образование присутствует. Любой вариант меня бы в принципе устроил -- только в первом случае я бы этот телеканал вообще не смотрел, во втором смотрел бы выборочно... >>
  • //  19.12.2002
Плотные потоки академической музыки в сетке вещания «Культуры» кажутся необъятными. И это импонирует. Канал с легкостью позволяет себе то, на что не решается ни один другой: музыкальный отрывок может звучать самостоятельно, без закадрового текста, больше нескольких секунд подряд... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика