N°233
19 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  19.12.2002
Менуэт как новая политика
версия для печати
Плотные потоки академической музыки в сетке вещания «Культуры» кажутся необъятными. И это импонирует. Канал с легкостью позволяет себе то, на что не решается ни один другой: музыкальный отрывок может звучать самостоятельно, без закадрового текста, больше нескольких секунд подряд.

Более внимательный взгляд вычленяет в этом потоке циклы, рубрики, серии «ток-шоу», «обозрения», «трансляции» и пр. Структура выражает наличие у канала авторского взгляда на искусство и его функционирование. Раз структура, и довольно изощренная, у музыкального вещания «Культуры» есть, то, значит, есть и собственная версия искусства. В этой версии поток музыкальных звуков делится на архивы, «вневременной» (поскольку до сих пор практически никому не известный) западный материал и нынешний местный филармонический обиход.

Телезритель может найти изысканную рубрику «Исторические концерты» с абсолютно раритетным материалом (как вам, например, Венские филармоники с Бернстайном или Чикагский симфонический с сэром Георгом Шолти). Появляется она довольно редко. Под старомодное заглавие «Час музыки» и в рубрику «Собрание исполнений» перетекает внушительная часть современного филармонического обихода, причем самая отборная. Если вы не были на концерте Вадима Репина и Бориса Березовского (между прочим дорогостоящих европейских звезд нового поколения, связанных контрактами с лучшими мировыми фирмами и редко бывающих в Москве), то через месяц их изысканная программа к вашим услугам на «Культуре». Канал пишет все принципиальные местные фестивали, акции, концерты -- от бурного «Владимир Спиваков приглашает» до тихого «Моста Александра Третьего».

Отдельный номер программ «Культуры» -- прямые трансляции. Их подбор внушителен и красив. Сюда попадает многое, на что в концертный зал попасть проблематично. Открытие фестиваля Владимира Федосеева с Миреллой Френи и Николаем Гяуровым, Темирканов, Кремер в честь Юрия Любимова -- пожалуйста. Гала-концерт в Большом театре в честь открытия фестиваля Родиона Щедрина -- нет проблем. Выездной «Борис Годунов» Большого театра в Пскове у стен Святогорского монастыря -- будьте любезны. Однако на канале нет прямых трансляций ни из Санкт-Петербурга, ни, скажем, с выездных спектаклей Мариинки в Выборге. На «Культуре» потребитель имеет дело прежде всего с московской музыкальной жизнью.

Еще одна сильная сторона вещания «Культуры» -- наличие западного материала. Мы увидим недавний лондонский концерт в честь королевы и концерт в Ватикане. От видео- и телеверсий знаменитых оперных постановок у меломанов регулярно захватывает дух. Западный сериал «Знаменитые арии» 1994 года выпуска (мини-фильмы по 10--15 минут, посвященные одной оперной арии в исполнении мировой звезды с ее собственным комментарием) -- абсолютная драгоценность. Но большая часть всего этого раритетного материала не новинки, а круг исполнителей представляет собой мировой мейнстрим респектабельного возраста, известный местному потребителю. И ни Арнонкура, ни Гардинера, ни Бартолли на «Культуре» не отыскать. Здесь вообще практически нет немейнстримных музыкальных практик -- таких, как «историческое» исполнительство или музыка ХХ века. Структура вещания не предусматривает для них собственного места. Иными словами, взгляд «Культуры» на культуру их не различает.

«Культура» великолепно замечает главное и мягко отделяет его от дополнительного. Будоражит широтой охвата, хотя большая часть концертных записей ничем принципиально не отличается по духу и по стилю съемки и презентации от стиля музыкального вещания советского времени. Вербализует и конкретизирует свои наблюдения над жизнью в рубриках «Билет в Большой», «Царская ложа», в юбилейных фильмах-портретах. За Ираклия Андроникова и Святослава Бэлзу теперь музыковед Артем Варгафтик. Его «Партитуры» информативны и декоративны, а в ток-шоу, как во всей политике канала, чуть больше ритуальности, чем актуальности.

Вся суть авторского взгляда телеканала на реалии искусства клонится к виртуозному менуэту, что и сближает его с другими государственными производителями и распространителями культуры: Большим театром или филармонией. Поразительно, как настойчиво эти учреждения проводят свои на удивление одинаковые, «консервативно-прогрессистские» стратегические позиции. Этот новый менуэт задуман, чтобы непременно пройти по лезвию, ни в коем случае не причинить ущерб традициям (они, видимо, столь зыбки, что ущемляются всякой малостью), не потревожить консервативного сознания, но при этом подарить прогресс тем, кто его жаждет. Казалось бы, такой Тяни-Толкай никуда ходить не может. Но выясняется, что идея либерального консерватизма в культуре и умение интерпретировать реальность в этом виртуозном духе пользуются хорошим спросом и могут давать неплохие результаты. И музыкальное вещание «Культуры» -- один из самых удачных примеров.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.12.2002
Канал «Культура» существует всего пять лет, а кажется, что был всегда. К счастью, за это время гениальное решение Бориса Ельцина о создании свободного от рекламы и полностью посвященного «духовным ценностям» телеканала не было отменено, а в этом году даже получило новое развитие. С 1 ноября этого года на канале появилось новое оформление, возникли целые грозди новых программ, после ремонта здания Дома звукозаписи, куда переселилась редакция, возникли условия для собственного производства. За счет спутникового вещания канал теперь можно смотреть даже во Владивостоке, а также на территории бывшего СССР, и в ближайшее время его потенциальная аудитория составит 85 миллионов человек. Зритель к каналу благоволит, а специалисты отмечают положительную динамику. Но если уж все так хорошо складывается, то не пришла ли пора посмотреть на политику канала не умиленно и благодарно, а более трезво... >>
  • //  19.12.2002
Так вышло, что по телеканалу «Культура» я в основном смотрю передачи о музыке -- как правило, классической. Некоторые концерты «великих и знаменитых» (особенно дирижеров Караяна, Бернстайна, Аббадо, Светланова, Рождественского, Федосеева) даже с удовольствием записываю на видак. Да и присутствие музыки на канале, на мой взгляд, куда более интересно артикулировано, нежели изобразительного искусства и архитектуры. Почему так вышло?.. >>
  • //  19.12.2002
Рейтингам у нас в стране пока доверять не принято: их составителей подозревают в манипуляции, да и статистику не считают наукой точной -- подумаешь, опросили 600 человек, как можно судить по ним о большой стране? Меж тем судить можно, и суждения иногда получаются любопытными... >>
  • //  19.12.2002
Телезрители судят доброжелательно, но не конкретно
Мы опросили около полусотни человек, живущих в Москве и работающих или собирающихся работать в области искусства. Задавали им три вопроса: «Смотрите канал «Культура»?», «Что нравится больше всего?» и «Как освещают область вашего профессионального интереса?» Опубликовать все ответы, естественно, невозможно, но в целом у нас получилось вот что... >>
  • //  19.12.2002
Несколько вопросов тому, кто знает, как надо рассказывать про новое в искусстве
Культурные новости -- слабое звено практически всех информационных передач. Для обычных выпусков новостей культура -- падчерица. Понятно, что пространство культуры куда более разнородно и гораздо хуже разработано, чем поле политическое. Телезрителям не принято объяснять, кто такой Березовский или Закаев, так как про историю этих персонажей им рассказывают едва ли не ежедневно и подробно. А вот для событий из области культуры, как правило, нужны специальные комментарии, которые формат новостных передач не предусматривает. Поэтому обычные каналы обходятся сообщениями про хорошо известное -- могут рассказать про Большой театр, музей Эрмитаж или премьеру «Бонда». Для канала «Культура» такой подход неприемлем. Но найти свой способ решения этой проблемы -- информировать публику о повседневном течении культурной жизни последовательно и внятно -- ему пока не удалось. Не уверена, что такая задача осознанно на канале ставилась. Поскольку смотреть новостные выпуски на «Культуре», увы, не увлекательно. Очень много вопросов возникает к создателям этой программы... >>
  • //  19.12.2002
Тезис «из всех искусств самым ненужным является словесность» за последние десять лет обрел статус аксиомы. Как дошли мы в нашей «литературоцентричной» стране до жизни такой, разговор отдельный. И не сегодняшний. Что имеем, то имеем. Как в негласной, но жесткой системе общественных ценностей, так и на ТВ, включая канал «Культура»... >>
  • //  19.12.2002
Когда пять лет назад зачинался канал «Культура», я думал: «А что же будет там с массовой культурой?» Могла быть ругательская ругань в адрес попсы голимой, к примеру. Или могли показывать каких-нибудь безобидных Pet Shop Boys, сказав отечески: ну, эти вроде ничего, петь умеют, музыкальное образование присутствует. Любой вариант меня бы в принципе устроил -- только в первом случае я бы этот телеканал вообще не смотрел, во втором смотрел бы выборочно... >>
  • //  19.12.2002
Плотные потоки академической музыки в сетке вещания «Культуры» кажутся необъятными. И это импонирует. Канал с легкостью позволяет себе то, на что не решается ни один другой: музыкальный отрывок может звучать самостоятельно, без закадрового текста, больше нескольких секунд подряд... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ