N°233
19 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  19.12.2002
Отступит ли «бессловесность»?
версия для печати
Тезис «из всех искусств самым ненужным является словесность» за последние десять лет обрел статус аксиомы. Как дошли мы в нашей «литературоцентричной» стране до жизни такой, разговор отдельный. И не сегодняшний. Что имеем, то имеем. Как в негласной, но жесткой системе общественных ценностей, так и на ТВ, включая канал «Культура».

Можем ли мы представить себе передачу под названием «Русский (-ое, -ая) театр (кино, музыка, изобразительное искусство) умер (-ло, -ла)»? Не можем, хотя конкретные спектакли, фильмы, выставки, концерты бранят не реже, чем литературные тексты. А вот о том, что «Русская литература умерла», нам сообщили как раз на канале «Культура», в программе (вообще-то симпатичной), что ровно на один выпуск решила «соответствовать» своему чудовищному (если вдуматься!) названию -- «Культурная революция». Только не надо рассказывать сказки о пользе провокаций, которые, дескать, стимулируют дискуссии и служат истине. Во-первых, при такой постановке вопроса провокатор (в нашем случае Алла Латынина) обречен на успех: если не убедительно, то хотя бы эффектно. Во-вторых, назначение в защитники современной словесности Льва Аннинского, критика, заявившего о своем равнодушии к новейшей литературе куда раньше (и куда последовательнее), чем Латынина, можно понять либо как знак профнепригодности автора-ведущего передачи Михаила Швыдкого, либо как его стремление подыграть Латыниной. Поскольку в первую версию я поверить не могу, остается вторая. Если яркий профессионал, обычно сочетающий здравый традиционализм и вкус к современности, отнюдь не сноб и не «попсовик», наконец, профессиональный политик (то есть человек, привыкший думать о последствиях своих слов и жестов), уверен, что «русская литература умерла», то пора ползти на кладбище. То есть изумляться не тому печальному факту, что литературы на канале «Культура» очень мало (небрежение словесностью в ежедневном новостном выпуске очевидно, в программе «Тем временем» дело обстоит не лучше), а тому, что она вообще там есть.

Вернее появляется. Потому что ток-шоу на тему «Нужна ли писателю жена?», а равно все прочие экзерсисы Виктора Ерофеева, имеют к словесности такое же отношение, как сам Ерофеев. (А на сей счет есть разные мнения.) Можно и нужно радоваться тому, что время от времени некоему специалисту дозволяется несколько вечеров рассказывать о некоем классике. Так, недавно Анатолий Смелянский повествовал о Булгакове. Только ведь ясно, что не литературе был посвящен этот «индивидуальный проект». И даже не писателю Булгакову. А историку театра Смелянскому и его «взгляду» на Булгакова. Оно бы и славно, будь такие проекты дополнением к непрерывному и структурированному телеразговору о словесности -- сегодняшней и классической, массовой и элитарной, русской и переводной.

Возможность такого разговора выявляют две новые передачи -- ежеутренний «Порядок слов» (автор и ведущий Николай Александров) и появляющаяся раз в две недели «Экология литературы» (чередуются программы, подготовленные Евгенией Абелюк и Львом Соболевым).

Лаконичный «Порядок слов» стремится сориентировать зрителя (читателя) в лабиринтах «литературного сегодня». Ведущий рассказывает об издательских новинках, подавая себя одновременно как профессионала (Александров -- критик остроумный и здравый) и обычного посетителя книжного магазина при кафе «Пироги», где и снимается «Порядок слов». Посыл прост и понятен: оглянитесь -- книг много, и они доступны, нам есть что почитать и о чем потом поговорить с приятелями. Ненавязчиво, но последовательно зрителя убеждают в том, что чтение -- занятие модное и престижное. «Субъективность» ведущего -- молодого, «легкого», всегда немного взлохмаченного -- работает на «объективность» программы. Вопросы о точности александровского выбора и корректности его оценок снимаются сами собой, хотя у критика, конечно, есть система приоритетов. Настроить зрителя на «читательский лад» «Порядок слов» умеет. Проблема в том, что изрядная часть потенциальной аудитории этой передачи не склонна включать телевизор в десять часов утра. Но те, кто однажды в ловушку Александрова сунется, почти наверняка станут туда заходить вновь. И вскоре почувствуют необходимость продолжения разговора -- тоже рекомендательного, но более подробного, с фиксацией альтернативных позиций (как при выборе «книги дня», так и при ее оценке), с переходом от «литературного факта» к личности автора и широкому контексту. Именно тут уместно появление писателей. (В коротком «Порядке...» «двум медведям» тесно. Особенно если «медведь» -- настоящий поэт, читающий новые стихи.) Подчеркну, что речь идет о «сцепленной» с «Порядком...» программе -- тут нужна не конкуренция, а поддержка, не альтернатива, но развертывание единого сюжета.

Как и «Порядок слов», «Экология литературы» сильна своей периодичностью. Зритель знает, что через вторник в 23.15 его ждет ясный рассказ о большой судьбе большого литератора -- поэта (Давид Самойлов), прозаика (Чингиз Айтматов), историка (Натан Эйдельман), филолога (Мариэтта Чудакова), детского писателя (Эдуард Успенский)... Интеллигентность и демократизм «Экологии...» обеспечены и тонким выбором главных героев (не одними «культовыми фигурами» живет словесность), и несходством участников программ (писателей, критиков, просто добрых друзей героев), каждый из которых вносит свою краску в коллективный портрет «заглавного» персонажа и в то же время свидетельствует о себе как активном или пассивном участнике литературной жизни. Передачи могут получаться лучше или хуже (к ярким удачам я бы отнес показанную во «внеурочный» день -- 15 декабря -- программу об Александре Чудакове), но совокупно они строят живой образ длящейся (и не собирающейся умирать!) русской литературы. Резонно, что первые из «экологических» программ были посвящены писателям ушедшим и старшего поколения. Досадно будет, если эта тенденция обратится в константу. Не хочу называть имен, но весьма многие тридцати-, сорока-, пятидесятилетние литераторы вполне могли бы стать героями «Экологии литературы», ибо и их тщанием эта самая экология сегодня поддерживается. Сама стратегия, избранная авторами -- замечательными школьными словесниками Евгенией Абелюк и Львом Соболевым, -- подразумевает взгляд на литературу поверх поколенческих, направленческих и прочих барьеров. Впрочем, кроме стратегии нужно еще и поле, где можно было бы ее «овеществить». И если канал «Культура» такое поле для «Экологии...» и «Порядка слов» предоставляет, то, значит, слухи о гибели русской литературы могут снова -- вопреки всем ток-шоу -- оказаться несколько преувеличенными.

Да, СМИ зависят от общественных умонастроений, и нелепо винить одно только «демоническое» ТВ в падении интереса к искусству слова. (Сами литераторы тут напортачили куда больше.) Но не менее дико делать вид, будто ТВ никак на общественные предпочтения не влияет. Недавно казалось, что позиции «бессловесности» на телеэкране неколебимы, -- «Порядок слов» и «Экология литературы» ситуацию изменили. Будущее этих программ (ликвидация, сворачивание, сохранение в нынешнем виде, расширение) «истолкует» новации нынешнего сезона: довольно скоро мы поймем, что же все-таки случилось -- случайное послабление или сознательный выбор.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.12.2002
Канал «Культура» существует всего пять лет, а кажется, что был всегда. К счастью, за это время гениальное решение Бориса Ельцина о создании свободного от рекламы и полностью посвященного «духовным ценностям» телеканала не было отменено, а в этом году даже получило новое развитие. С 1 ноября этого года на канале появилось новое оформление, возникли целые грозди новых программ, после ремонта здания Дома звукозаписи, куда переселилась редакция, возникли условия для собственного производства. За счет спутникового вещания канал теперь можно смотреть даже во Владивостоке, а также на территории бывшего СССР, и в ближайшее время его потенциальная аудитория составит 85 миллионов человек. Зритель к каналу благоволит, а специалисты отмечают положительную динамику. Но если уж все так хорошо складывается, то не пришла ли пора посмотреть на политику канала не умиленно и благодарно, а более трезво... >>
  • //  19.12.2002
Так вышло, что по телеканалу «Культура» я в основном смотрю передачи о музыке -- как правило, классической. Некоторые концерты «великих и знаменитых» (особенно дирижеров Караяна, Бернстайна, Аббадо, Светланова, Рождественского, Федосеева) даже с удовольствием записываю на видак. Да и присутствие музыки на канале, на мой взгляд, куда более интересно артикулировано, нежели изобразительного искусства и архитектуры. Почему так вышло?.. >>
  • //  19.12.2002
Рейтингам у нас в стране пока доверять не принято: их составителей подозревают в манипуляции, да и статистику не считают наукой точной -- подумаешь, опросили 600 человек, как можно судить по ним о большой стране? Меж тем судить можно, и суждения иногда получаются любопытными... >>
  • //  19.12.2002
Телезрители судят доброжелательно, но не конкретно
Мы опросили около полусотни человек, живущих в Москве и работающих или собирающихся работать в области искусства. Задавали им три вопроса: «Смотрите канал «Культура»?», «Что нравится больше всего?» и «Как освещают область вашего профессионального интереса?» Опубликовать все ответы, естественно, невозможно, но в целом у нас получилось вот что... >>
  • //  19.12.2002
Несколько вопросов тому, кто знает, как надо рассказывать про новое в искусстве
Культурные новости -- слабое звено практически всех информационных передач. Для обычных выпусков новостей культура -- падчерица. Понятно, что пространство культуры куда более разнородно и гораздо хуже разработано, чем поле политическое. Телезрителям не принято объяснять, кто такой Березовский или Закаев, так как про историю этих персонажей им рассказывают едва ли не ежедневно и подробно. А вот для событий из области культуры, как правило, нужны специальные комментарии, которые формат новостных передач не предусматривает. Поэтому обычные каналы обходятся сообщениями про хорошо известное -- могут рассказать про Большой театр, музей Эрмитаж или премьеру «Бонда». Для канала «Культура» такой подход неприемлем. Но найти свой способ решения этой проблемы -- информировать публику о повседневном течении культурной жизни последовательно и внятно -- ему пока не удалось. Не уверена, что такая задача осознанно на канале ставилась. Поскольку смотреть новостные выпуски на «Культуре», увы, не увлекательно. Очень много вопросов возникает к создателям этой программы... >>
  • //  19.12.2002
Тезис «из всех искусств самым ненужным является словесность» за последние десять лет обрел статус аксиомы. Как дошли мы в нашей «литературоцентричной» стране до жизни такой, разговор отдельный. И не сегодняшний. Что имеем, то имеем. Как в негласной, но жесткой системе общественных ценностей, так и на ТВ, включая канал «Культура»... >>
  • //  19.12.2002
Когда пять лет назад зачинался канал «Культура», я думал: «А что же будет там с массовой культурой?» Могла быть ругательская ругань в адрес попсы голимой, к примеру. Или могли показывать каких-нибудь безобидных Pet Shop Boys, сказав отечески: ну, эти вроде ничего, петь умеют, музыкальное образование присутствует. Любой вариант меня бы в принципе устроил -- только в первом случае я бы этот телеканал вообще не смотрел, во втором смотрел бы выборочно... >>
  • //  19.12.2002
Плотные потоки академической музыки в сетке вещания «Культуры» кажутся необъятными. И это импонирует. Канал с легкостью позволяет себе то, на что не решается ни один другой: музыкальный отрывок может звучать самостоятельно, без закадрового текста, больше нескольких секунд подряд... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика