N°119
09 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  09.07.2001
Политически некорректная сделка
Покупка аэробусов будет дорого стоить «Аэрофлоту»

версия для печати
«Аэрофлот» начал готовить общественное мнение к закупке им крупной партии иностранных самолетов. Гендиректор компании Валерий Окулов в пятницу опроверг информацию о том, что сделка между «Аэрофлотом» и европейским концерном Airbus уже заключена. Одновременно г-н Окулов дал понять, что, по его мнению, альтернативы переходу «Аэрофлота» на западную авиатехнику нет.

На прошлой неделе пресс-служба крупнейшей российской авиакомпании распространила заявление под заголовком «Аэрофлот» приветствует российско-французские договоренности о сотрудничестве в аэрокосмической области». В дни, когда внимание СМИ было приковано к трагедии Ту-154, разбившегося под Иркутском, пресс-релиз «Аэрофлота» остался практически незамеченным. Между тем этот документ, возможно, знаменует начало нового раунда конкурентной борьбы, который может закончиться для российской авиаиндустрии катастрофическим поражением.

В пресс-релизе приводятся мнения разных служб «Аэрофлота» о самолетах концерна Airbus. Труженики всех авиационных специальностей единодушно отмечают, что эти машины прекрасны, а особенно хорошо подходит «Аэрофлоту» среднемагистральная модель А-320.

Во время визита французского президента Жака Ширака в Москву 1--3 июля в прессу просочились сведения, что гость якобы договорился с коллегой Владимиром Путиным о продаже 36 (по другим данным -- 32) А-320 для «Аэрофлота».

В прошлую пятницу гендиректор авиакомпании Валерий Окулов опроверг информацию о том, что такая сделка обсуждалась на межправительственном уровне, но не стал отрицать, что сам «Аэрофлот» ведет по этому поводу прямые переговоры с концерном Airbus.

Такие контакты традиционно вызывают сильное раздражение у руководителей отечественных авиазаводов, которые хотели бы видеть «Аэрофлот» своим эксклюзивным клиентом. Г-н Окулов недвусмысленно дал понять, что нашим авиастроителям на заказы «Аэрофлота» рассчитывать не стоит. Он отметил, что из российской техники компанию интересуют дальнемагистральные лайнеры Ил-96-300 и региональные машины Ту-334. По различным техническим и финансовым причинам российская авиапромышленность не готова поставить такие самолеты немедленно и, возможно, не сможет сделать этого еще несколько лет. Что же касается среднемагистрального Ту-204, производство которого более или менее налажено и который составляет в своем классе прямую конкуренцию А-320, про него Валерий Окулов сказал просто: «Ту-204 «Аэрофлоту» не нужен».

Г-н Окулов аргументировал свою позицию предпочтениями иностранных пассажиров, которые, по его словам, приносят «Аэрофлоту» около 57% выручки. В связи с этим он подчеркнул, что вопрос о закупке той или иной техники должен быть предметом коммерческих переговоров между авиакомпаниями и авиапроизводителями, а не политической проблемой.

Между тем без высокой политики в таких делах обойтись никак не получится. Действующее российское таможенное законодательство предусматривает 50-процентную, фактически запретительную пошлину на импорт воздушных судов. «Аэрофлоту» (как и немногим другим российским авиакомпаниям, эксплуатирующим западные самолеты) удается не вылететь на них в трубу только потому, что до сих пор авиаперевозчикам всегда разрешали не платить эти пошлины. Оформление таких разрешений каждый раз становится поводом для серьезной лоббистской сшибки на высшем политическом уровне.

В 1998 году «Аэрофлоту» пришлось в обмен на освобождение от пошлин взять на себя обязательства по финансированию лизингового проекта, разработанного компанией «Ильюшин-финанс». Ни один из предусмотренных этим проектом лайнеров Ил-96 до сих пор так и не «поставлен на крыло». Это дало повод одному финансисту из конкурирующей лизинговой компании злорадно предположить в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», что «Ильюшин-финанс» и сам не понял, что он нужен «Аэрофлоту» только для прикрытия от нападок наших авиастроителей».

Сегодняшняя политическая ситуация неблагоприятна для проявлений низкопоклонства перед западной авиатехникой. Правительство не только объявило возрождение авиапрома одним из приоритетов (что делали все без исключения постсоветские премьеры, начиная с Черномырдина), но и взбудоражило авиастроителей надеждами на получение «живых» денег в рамках проводящегося сейчас конкурса по государственной поддержке лизинговых авиапроектов. Внутри «Аэрофлота» Валерию Окулову, возможно, вскоре тоже придется столкнуться с критиками своей политики. Сейчас в компании заправляют две силы: менеджмент и представители государства. По поводу закупки западных самолетов они единодушны.

Председатель совета директоров «Аэрофлота», министр транспорта России Сергей Франк несколько месяцев назад заявил, что компания должна выбирать самолеты, исходя исключительно из экономической целесообразности (т. е. буквально повторил любимый тезис Окулова). Но сегодня совет директоров «Аэрофлота» соберется, чтобы назначить дату внеочередного собрания акционеров, на котором в совет будут введены представители нового совладельца -- группы офшорных фирм, близких к компании «Сибнефть» и чукотскому губернатору Роману Абрамовичу. Что думает губернатор по поводу технической и финансовой политики авиакомпании, известно пока только ему самому и, вероятно, его ближайшим сподвижникам.
Михаил КУКУШКИН

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  09.07.2001
Покупка аэробусов будет дорого стоить «Аэрофлоту»
На прошлой неделе пресс-служба крупнейшей российской авиакомпании распространила заявление под заголовком «Аэрофлот» приветствует российско-французские договоренности о сотрудничестве в аэрокосмической области». В дни, когда внимание СМИ было приковано к трагедии Ту-154, разбившегося под Иркутском, пресс-релиз «Аэрофлота» остался практически незамеченным. Между тем этот документ, возможно, знаменует начало нового раунда конкурентной борьбы, который может закончиться для российской авиаиндустрии катастрофическим поражением. В пятницу гендиректор компании Валерий Окулов опроверг информацию о том, что сделка между «Аэрофлотом» и европейским концерном Airbus уже заключена. Одновременно г-н Окулов дал понять, что, по его мнению, альтернативы переходу «Аэрофлота» на западную авиатехнику нет. >>
  • //  09.07.2001
«Кузбассэнерго» выиграло у НкАЗа
Новокузнецкому алюминиевому заводу придется расстаться с 13 млн долл., которые он проиграл «Кузбассэнерго» в судебном споре. Причина -- небрежно написанное мировое соглашение. Оно было заключено в марте по итогам годичного внешнего управления. И «прославилось» беспрецедентными условиями мира, подготовленными нынешней управляющей компанией НкАЗа... >>
  • //  09.07.2001
Обвал мировых фондовых рынков не успел затронуть Россию
Массовые увольнения в США и неутешительные итоги работы нескольких высокотехнологичных компаний сделали свое дело. Мировые фондовые рынки в пятницу сильно упали. Особенно «просела» Америка. Глядя на нее, потеряли в весе и другие ведущие рынки. Эксперты перестают надеяться на смену тенденции. Российские бумаги поддержать своих «коллег» еще не успели. Этим они скорее всего займутся сегодня. >>
  • //  09.07.2001
AMD потеряла четверть капитализации
В пятницу биржевые котировки акций производителя процессоров AMD упали на 27%. Это произошло после объявления о том, что компания не сможет порадовать своих акционеров высокими доходами в 2001 году. Пессимизм менеджеров компании аналитики объясняют ценовой войной между Intel и AMD, развернувшейся на фоне общего снижения спроса на процессоры. На очереди следующий виток борьбы за рынок, считают они. >>
  • //  09.07.2001
Для увеличения доходов бюджета столичные власти намерены узаконить новое понятие -- «казенные земли». При этом, по замыслу депутатов и правительства Москвы, главной формой земельных отношений в столице останется аренда, которая в следующем году подорожает. >>
  • //  09.07.2001
Волгоградский завод буровой техники хочет стать ООО
Внеочередное собрание акционеров Волгоградского завода буровой техники, инициированное владельцем контрольного пакета акций предприятия, финансовой группой «Ноксс», приняло решение о преобразовании ОАО ВЗБТ в ООО. Таким образом «Ноксс» планирует раз и навсегда разобраться со строптивыми миноритарными акционерами. Однако последние -- «Объединенные машиностроительные заводы» (группа, возглавляемая Кахой Бендукидзе) и ЗАО «МинФин», которым принадлежит 3% и 40% акций соответственно, -- на милость мажоритария сдаваться не намерены. ОМЗ планирует через суд аннулировать состоявшуюся весной этого года консолидацию акций ВЗБТ, а «МинФин» -- и вовсе признать завод банкротом. >>
  • //  09.07.2001
У Ленинградской области украли весь песок
В Ленинградской области воруют песок -- сотнями самосвалов и сотнями тысяч кубометров. Этот стройматериал, спрос на который резко возрос с началом строительства кольцевой автодороги вокруг Петербурга, расхищается главным образом на землях, находящихся в пользовании у военных. Песок при этом расхищается вполне легальным способом... >>
  • //  09.07.2001
«Райффайзенбанк Австрия» признан лучшим банком в России
Британский финансовый журнал Euromoney на днях опубликовал свой банковский рейтинг. «Лучшим банком в России», по мнению влиятельного западного журнала, стал российский «Райффайзенбанк Австрия». >>
  • //  09.07.2001
Для производства нового автомобиля у ВАЗа нет денег
АвтоВАЗ готов пойти на дополнительную эмиссию акций. Но произойдет это только в том случае, если правительство возвратит автозаводу контрольный пакет акций предприятия, находящийся в залоге у государства. По словам председателя совета директоров АвтоВАЗа Владимира Каданникова, на сегодня есть поручение президента «только рассмотреть этот вопрос», и никаких решений пока не принято. Зачем автозаводу дополнительные деньги, его глава уже знает... >>
  • //  09.07.2001
ЦБ упростил жизнь экспортерам капитала
Центробанк продолжает наносить упреждающие удары по сторонникам радикальной либерализации валютного режима. Вслед за легким «размораживанием» нерезидентских денег, зависших после августовского дефолта на счетах типа С, ЦБ упростил жизнь российским компаниям, собирающимся скупать фабрики и заводы в странах СНГ. И если Минэкономразвития еще только готовит новый закон о валютном регулировании, ЦБ уже сейчас может отрапортовать президенту о первых результатах... >>
  • //  09.07.2001
Банковская империя «Газпрома» растет
Смена высшего руководства «Газпрома» оживила борьбу за контроль над финансовыми потоками газового монополиста. По информации газеты «Время новостей», в ближайшие время банковская империя «Газпрома» должна пополниться как минимум одним игроком, а как максимум -- несколькими. Это неизбежно приведет к переделу рынка газпромовских финансовых потоков. До сих пор основные расчеты компании проходили через Газпромбанк. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика