Время новостей
     N°119, 09 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2001
Политически некорректная сделка
Покупка аэробусов будет дорого стоить «Аэрофлоту»
«Аэрофлот» начал готовить общественное мнение к закупке им крупной партии иностранных самолетов. Гендиректор компании Валерий Окулов в пятницу опроверг информацию о том, что сделка между «Аэрофлотом» и европейским концерном Airbus уже заключена. Одновременно г-н Окулов дал понять, что, по его мнению, альтернативы переходу «Аэрофлота» на западную авиатехнику нет.

На прошлой неделе пресс-служба крупнейшей российской авиакомпании распространила заявление под заголовком «Аэрофлот» приветствует российско-французские договоренности о сотрудничестве в аэрокосмической области». В дни, когда внимание СМИ было приковано к трагедии Ту-154, разбившегося под Иркутском, пресс-релиз «Аэрофлота» остался практически незамеченным. Между тем этот документ, возможно, знаменует начало нового раунда конкурентной борьбы, который может закончиться для российской авиаиндустрии катастрофическим поражением.

В пресс-релизе приводятся мнения разных служб «Аэрофлота» о самолетах концерна Airbus. Труженики всех авиационных специальностей единодушно отмечают, что эти машины прекрасны, а особенно хорошо подходит «Аэрофлоту» среднемагистральная модель А-320.

Во время визита французского президента Жака Ширака в Москву 1--3 июля в прессу просочились сведения, что гость якобы договорился с коллегой Владимиром Путиным о продаже 36 (по другим данным -- 32) А-320 для «Аэрофлота».

В прошлую пятницу гендиректор авиакомпании Валерий Окулов опроверг информацию о том, что такая сделка обсуждалась на межправительственном уровне, но не стал отрицать, что сам «Аэрофлот» ведет по этому поводу прямые переговоры с концерном Airbus.

Такие контакты традиционно вызывают сильное раздражение у руководителей отечественных авиазаводов, которые хотели бы видеть «Аэрофлот» своим эксклюзивным клиентом. Г-н Окулов недвусмысленно дал понять, что нашим авиастроителям на заказы «Аэрофлота» рассчитывать не стоит. Он отметил, что из российской техники компанию интересуют дальнемагистральные лайнеры Ил-96-300 и региональные машины Ту-334. По различным техническим и финансовым причинам российская авиапромышленность не готова поставить такие самолеты немедленно и, возможно, не сможет сделать этого еще несколько лет. Что же касается среднемагистрального Ту-204, производство которого более или менее налажено и который составляет в своем классе прямую конкуренцию А-320, про него Валерий Окулов сказал просто: «Ту-204 «Аэрофлоту» не нужен».

Г-н Окулов аргументировал свою позицию предпочтениями иностранных пассажиров, которые, по его словам, приносят «Аэрофлоту» около 57% выручки. В связи с этим он подчеркнул, что вопрос о закупке той или иной техники должен быть предметом коммерческих переговоров между авиакомпаниями и авиапроизводителями, а не политической проблемой.

Между тем без высокой политики в таких делах обойтись никак не получится. Действующее российское таможенное законодательство предусматривает 50-процентную, фактически запретительную пошлину на импорт воздушных судов. «Аэрофлоту» (как и немногим другим российским авиакомпаниям, эксплуатирующим западные самолеты) удается не вылететь на них в трубу только потому, что до сих пор авиаперевозчикам всегда разрешали не платить эти пошлины. Оформление таких разрешений каждый раз становится поводом для серьезной лоббистской сшибки на высшем политическом уровне.

В 1998 году «Аэрофлоту» пришлось в обмен на освобождение от пошлин взять на себя обязательства по финансированию лизингового проекта, разработанного компанией «Ильюшин-финанс». Ни один из предусмотренных этим проектом лайнеров Ил-96 до сих пор так и не «поставлен на крыло». Это дало повод одному финансисту из конкурирующей лизинговой компании злорадно предположить в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», что «Ильюшин-финанс» и сам не понял, что он нужен «Аэрофлоту» только для прикрытия от нападок наших авиастроителей».

Сегодняшняя политическая ситуация неблагоприятна для проявлений низкопоклонства перед западной авиатехникой. Правительство не только объявило возрождение авиапрома одним из приоритетов (что делали все без исключения постсоветские премьеры, начиная с Черномырдина), но и взбудоражило авиастроителей надеждами на получение «живых» денег в рамках проводящегося сейчас конкурса по государственной поддержке лизинговых авиапроектов. Внутри «Аэрофлота» Валерию Окулову, возможно, вскоре тоже придется столкнуться с критиками своей политики. Сейчас в компании заправляют две силы: менеджмент и представители государства. По поводу закупки западных самолетов они единодушны.

Председатель совета директоров «Аэрофлота», министр транспорта России Сергей Франк несколько месяцев назад заявил, что компания должна выбирать самолеты, исходя исключительно из экономической целесообразности (т. е. буквально повторил любимый тезис Окулова). Но сегодня совет директоров «Аэрофлота» соберется, чтобы назначить дату внеочередного собрания акционеров, на котором в совет будут введены представители нового совладельца -- группы офшорных фирм, близких к компании «Сибнефть» и чукотскому губернатору Роману Абрамовичу. Что думает губернатор по поводу технической и финансовой политики авиакомпании, известно пока только ему самому и, вероятно, его ближайшим сподвижникам.

Михаил КУКУШКИН