N°118
06 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  06.07.2001
Стать стеклянным зверинцем
Обладатель «Золотого медведя» Берлина-2001 на экранах Москвы

версия для печати
«Интим» Патриса Шеро рекламировали не иначе как «самый шокирующий фильм года». Впрочем, скандальность его, как выяснилось, вполне традиционна и предсказуема и укладывается в нынешние европейские каноны, заданные еще Ларсом фон Триером и Катрин Брейя. Тем более безобидным и едва ли не пуританским кажется «Интим» после того, как на ММКФ привезли «Трахни меня» Виржини Депенте, -- на самом деле ошеломляющий по разнузданности фильм, наверное, самое радикальное кинопроизведение, когда-либо показанное в Москве на большом экране. После этого все разговоры о том, что Шеро вырвался-де за флажки, как-то сами собой поутихли, и «Интим» стали воспринимать куда более адекватно -- как просто хороший, серьезный, взрослый фильм. Пусть не «самое шокирующее», но уж точно одно из наиболее важных и значительных киновысказываний сезона.

Фильм Шеро рассказывает о бурных взаимоотношениях двух малознакомых людей, Джея (Марк Райленс) и Клер (Керри Фокс), которые начались с череды бессловесных и яростных соитий по средам, а закончились... в общем, они просто закончились. На самом что называется интересном месте -- когда начались настоящие чувства. Железный занавес мешает нашей встрече,/ Железный занавес с названием любовь./ Неповторимая весна поймет, конечно,/ Что ей придется повторяться вновь и вновь. Все это просто, ясно и до боли на что-то похоже. На «Последнее танго в Париже», на недавнюю «Порнографическую связь», а больше всего, как ни странно, -- на классику восьмидесятнической эротики, «Девять с половиной недель». Причем знают об этом, похоже, не только авторы фильма, но и его герои. Если уж герои фильма до сих пор помнят о существовании певца Билли Джоэла, то творение Эдриана Лайна они точно не пропустили. Вот почему их близость кажется такой знакомой, даже если в собственной жизни ничего похожего на их встречи по средам не было. Герои «Интима» решили бессознательно разыграть киношный сюжет, забыв о том, что они являются участниками вовсе не сентиментальной эротической сказки, а реалистической драмы, снятой цифровой камерой по физиологическому очерку Ханифа Курейши. И у них не будет возможности просто исчезнуть после того, как фильм закончится, чтобы потом снова вернуться к пройденному в «Другом интиме» или какой-нибудь «Интимной орхидее». Сюжет отчаянно цепляется за то, что он не более чем сюжет, он то и дело торопливо и не всегда уверенно опирается на самые избитые киношные приемы (так, например, Клер в итоге оказывается актрисой захолустного театрика, в котором изо дня в день ставят «Стеклянный зверинец»). Но остаться просто фильмом «Интим» не может. Возможно, в реальности все могло закончиться куда счастливее -- но «новый реализм» диктует свои законы, и с ними не поспоришь. Все будет плохо -- как в той самой «настоящей жизни», которая теперь существует, кажется, только на экране.

«Стеклянный зверинец» -- слишком уж знаковая пьеса, чтобы упоминание о ней не имело для фильма значения. Однако во время просмотра «Интима» Теннеси Уильямс как-то не вспоминается, и в принципе на его месте мог быть и Шекспир, и Гоголь, и Ионеско. Воображение рисует почему-то совсем другой зоосад. Томящиеся в нем звери не стеклянные, а самые настоящие, из мяса и шерсти. Но вот сидят они в прозрачных хрупких клетках. Разбить их и вырваться наружу не составляет труда -- но вернуться обратно будет уже невозможно. Приблизившись к настоящей жизни до предела, до уровня слившихся в экстазе тел, кинематограф, безусловно, выиграл в откровенности, но, кажется, потерял что-то ничуть не менее важное. И стеклянную клетку возвышающего обмана уже не склеить заново.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.07.2001
Опубликованы два новых романа «фандоринского» проекта
События, описанные в свежем диптихе Бориса Акунина, происходят одновременно. Достославный Эраст Фандорин отправляет к праотцам несколько бандитских авторитетов и парочку не менее преступных полицейских («Любовник смерти»), а также ликвидирует изобретателя декадентского клуба самоубийц («Любовница смерти»). Нашему аглицкому самураю (японскому джентльмену) приходится работать не привычные двадцать четыре, а целых сорок восемь часов в сутки. Время не ждет, ибо 23 сентября 1900 года Фандорин непременно должен отправиться в автопробег до Парижа, то есть, нанеся мощный (но бессмысленный) удар по российскому негодяйству и разгильдяйству, одолеть еще и бездорожье... >>
  • //  06.07.2001
Станет ли город парадов столицей карнавалов?
Программа уличных театров была, пожалуй, самой интригующей частью Театральной олимпиады. Неужто получится, как в Авиньоне? А может, как в Венеции? Или в Бразилии? Оказалось, что вся эта затея -- выплеснуть на улицы столицы площадную культуру мира -- гениальная провокация. Кто мы -- зрители-соучастники, соглядатаи? Чем эти представления отличаются от тех, что под крышей? И как вообще вписаться в эти действа, если слишком долго карнавализированной у нас была только идеологическая сфера жизни, а к хеппенингам, разрушающим официозный ландшафт города, привыкнуть еще не успели?.. >>
  • //  06.07.2001
Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Витторио де Сики
Чтобы войти в историю кино, итальянцу Витторио де Сике хватило бы его актерских работ. Но последняя его роль возвращает нас к его настоящему призванию -- режиссерскому. В горько-сладкой комедии Этторе Сколы «Мы так любили друг друга» (1974) в год своей смерти он сыграл самого себя -- режиссера, подарившего послевоенной Италии надежду на братство и понимание, надежду, которая в жизни вскоре поблекла, но впечаталась в пленку лучших его картин -- «Похитителей велосипедов», «Шуши», «Умберто Д»... >>
  • //  06.07.2001
Обладатель «Золотого медведя» Берлина-2001 на экранах Москвы
«Интим» Патриса Шеро рекламировали не иначе как «самый шокирующий фильм года». Впрочем, скандальность его, как выяснилось, вполне традиционна и предсказуема и укладывается в нынешние европейские каноны, заданные еще Ларсом фон Триером и Катрин Брейя. Тем более безобидным и едва ли не пуританским кажется «Интим» после того, как на ММКФ привезли «Трахни меня» Виржини Депенте, -- на самом деле ошеломляющий по разнузданности фильм, наверное, самое радикальное кинопроизведение, когда-либо показанное в Москве на большом экране. После этого все разговоры о том, что Шеро вырвался-де за флажки, как-то сами собой поутихли, и «Интим» стали воспринимать куда более адекватно -- как просто хороший, серьезный, взрослый фильм. Пусть не «самое шокирующее», но уж точно одно из наиболее важных и значительных киновысказываний сезона. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика