N°58
07 апреля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.04.2010
С шумом по бездорожью
«Горе от ума» на "Золотой маске"

Прозрачные и полые буквы «г, о, р, е, у, м, у» занимают все зеркало сцены ярославского «Горе от ума». Буквы двигаются вверх и вниз, ездят и открываются дверками, как лифты. В оформлении питерского художника Александра Орлова почудился было оммаж конструктивистскому периоду Мейерхольда, но только почудился -- разудалый спектакль Игоря Селина построен совсем по другим законам.

Режиссер Селин, лет десять назад окончив в Питере курс Геннадия Тростянецкого, дебютировал изобретательными «Эмигрантами», поставленными прямо на лестничной площадке ЛГИТМИКа. Ставил он потом и в Александринке. Чуть позже в московском Центре драматургии и режиссуры выпустил две современные немецкие пьесы, и, наконец, в Ярославле -- «Горе от ума». Параллельно в его работах набирала силу и накладывала отпечаток на стиль, пластику и визуальный облик спектаклей, дурная «виктюковщина», она во многом объясняла любовь Селина к громкой музыке и ложным эффектам. Все эти «вводные» в концентрированном виде были явлены на спектакле «Горе от ума», показанном на «Золотой маске».

В текст грибоедовской комедии вмонтированы целые куски из Лермонтова, Бродского и Пастернака. Читает их со сцены молодой Чацкий -- Алексей Кузьмин, в костюме Ирины Чередниковой похожий на Незнайку в бордовых штанах и с оранжевым галстуком поверх желтой водолазки. Главное переживание этого Чацкого связано с изменщицей Софьей, знойной красоткой, чье лицо крупным планом то и дело проецируется на огромный, во весь задник, надувной шар (то, что это шар, станет ясно только в финале -- когда он монументально сдвинется с места и как катком раздавит Чацкого). Оставлен герою и весь пыл «карбонария», но он, как и многое другое, связанное с текстом и его актерским воплощением, меркнет на фоне убийственно ярких костюмов и тонет в децибелах. Единственным живым персонажем спектакля остался номенклатурного замеса Фамусов -- добрый семьянин и любитель хорошеньких женщин, качающий мышцы на тренажере. Его-то и загребут в финале ребята в черных пальто -- затолкают в раритетный «фольксваген» и увезут. После мелодраматического сюжета вторым по значимости в спектакле становится прямолинейный политический сюжет.

В Ярославле, на родной сцене, этот второй сюжет читается зрителями с благодарностью -- его страшный смысл доходит до самого закоренелого нелюбителя классики. Сила «Горе от ума» для театра Волкова в том, как дико и беспардонно смешал режиссер слезливую лав-стори с темой невозможности выживания в России либеральных идей. Зритель плачет и над разрушенной любовью Чацкого к Софье, и над гибелью свободы. В эту топку брошены шансон, моторно отработанные эротические танцы и стихи русских поэтов XX века. Все горит ярким пламенем. Эффект повышенной громкости и ударных акцентов работает, иначе не было бы бесперебойного успеха в Ярославле и оваций на московском показе. Но в критике на «масочном» показе, декламируемое Чацким «На меня направлен сумрак ночи...» вызвало ярость.

Что ни пассаж -- на всю мощь врубается музыка. Мало-мальское проявление чувства -- танец или видео во всю поверхность громадного шара. В прозрачных лифтах исполинских букв вихляют бедрами мужчины в черных длиннополых пальто и шляпах. Они же -- молчаливая армия незримых слуг вездесущих спецслужб, строчащих доносы по клавишам пишущих машинок. В зрелище, построенном по законам шоу, театральная материя тает на глазах, измордованная до полусмерти.
Кристина МАТВИЕНКО




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  07.04.2010
«Горе от ума» на "Золотой маске"
Прозрачные и полые буквы «г, о, р, е, у, м, у» занимают все зеркало сцены ярославского «Горе от ума». Буквы двигаются вверх и вниз, ездят и открываются дверками, как лифты... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  07.04.2010
Черняков поставил «Диалоги кармелиток» в Мюнхене
Режиссер Дмитрий Черняков обычно возвращается в театры, где он уже работал. Не исключение и Баварская национальная опера в Мюнхене: в этом парадном, освященном вагнеровским мифом зале три года назад прошла премьера «Хованщины» Мусоргского, и здесь же только что состоялась премьера «Диалогов кармелиток» Пуленка... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  07.04.2010
Опубликованы воспоминания бывшего генерального директора компании IKEA
Иностранец, повествующий о нравах твоей страны, и большая корпоративная шишка с историей успеха своего бизнес-проекта -- ролевые модели, на редкость невыигрышные для рассказчика. В первом случае читатель волей-неволей ожидает вместо откровения развесистой калинки-малинки... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  07.04.2010
Смотрите с 8 апреля на экранах Москвы
«Битва титанов» США, 2010, Луи Леттерье).Вполне успешный французский легионер Леттерье с потрясающим воображение размахом взялся за древнегреческие мифы, а точнее, за переделку одноименного фильма 1981 года режиссера Десмонда Дэвиса, на котором работал легендарный мастер спецэффектов и главный голливудский кукольник Фрэнк Харрикаузен... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама