N°58 07 апреля 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
С шумом по бездорожью «Горе от ума» на "Золотой маске"
Прозрачные и полые буквы «г, о, р, е, у, м, у» занимают все зеркало сцены ярославского «Горе от ума». Буквы двигаются вверх и вниз, ездят и открываются дверками, как лифты. В оформлении питерского художника Александра Орлова почудился было оммаж конструктивистскому периоду Мейерхольда, но только почудился -- разудалый спектакль Игоря Селина построен совсем по другим законам.
Режиссер Селин, лет десять назад окончив в Питере курс Геннадия Тростянецкого, дебютировал изобретательными «Эмигрантами», поставленными прямо на лестничной площадке ЛГИТМИКа. Ставил он потом и в Александринке. Чуть позже в московском Центре драматургии и режиссуры выпустил две современные немецкие пьесы, и, наконец, в Ярославле -- «Горе от ума». Параллельно в его работах набирала силу и накладывала отпечаток на стиль, пластику и визуальный облик спектаклей, дурная «виктюковщина», она во многом объясняла любовь Селина к громкой музыке и ложным эффектам. Все эти «вводные» в концентрированном виде были явлены на спектакле «Горе от ума», показанном на «Золотой маске». В текст грибоедовской комедии вмонтированы целые куски из Лермонтова, Бродского и Пастернака. Читает их со сцены молодой Чацкий -- Алексей Кузьмин, в костюме Ирины Чередниковой похожий на Незнайку в бордовых штанах и с оранжевым галстуком поверх желтой водолазки. Главное переживание этого Чацкого связано с изменщицей Софьей, знойной красоткой, чье лицо крупным планом то и дело проецируется на огромный, во весь задник, надувной шар (то, что это шар, станет ясно только в финале -- когда он монументально сдвинется с места и как катком раздавит Чацкого). Оставлен герою и весь пыл «карбонария», но он, как и многое другое, связанное с текстом и его актерским воплощением, меркнет на фоне убийственно ярких костюмов и тонет в децибелах. Единственным живым персонажем спектакля остался номенклатурного замеса Фамусов -- добрый семьянин и любитель хорошеньких женщин, качающий мышцы на тренажере. Его-то и загребут в финале ребята в черных пальто -- затолкают в раритетный «фольксваген» и увезут. После мелодраматического сюжета вторым по значимости в спектакле становится прямолинейный политический сюжет. В Ярославле, на родной сцене, этот второй сюжет читается зрителями с благодарностью -- его страшный смысл доходит до самого закоренелого нелюбителя классики. Сила «Горе от ума» для театра Волкова в том, как дико и беспардонно смешал режиссер слезливую лав-стори с темой невозможности выживания в России либеральных идей. Зритель плачет и над разрушенной любовью Чацкого к Софье, и над гибелью свободы. В эту топку брошены шансон, моторно отработанные эротические танцы и стихи русских поэтов XX века. Все горит ярким пламенем. Эффект повышенной громкости и ударных акцентов работает, иначе не было бы бесперебойного успеха в Ярославле и оваций на московском показе. Но в критике на «масочном» показе, декламируемое Чацким «На меня направлен сумрак ночи...» вызвало ярость. Что ни пассаж -- на всю мощь врубается музыка. Мало-мальское проявление чувства -- танец или видео во всю поверхность громадного шара. В прозрачных лифтах исполинских букв вихляют бедрами мужчины в черных длиннополых пальто и шляпах. Они же -- молчаливая армия незримых слуг вездесущих спецслужб, строчащих доносы по клавишам пишущих машинок. В зрелище, построенном по законам шоу, театральная материя тает на глазах, измордованная до полусмерти. |
«Горе от ума» на "Золотой маске" Прозрачные и полые буквы «г, о, р, е, у, м, у» занимают все зеркало сцены ярославского «Горе от ума». Буквы двигаются вверх и вниз, ездят и открываются дверками, как лифты... >>
Черняков поставил «Диалоги кармелиток» в Мюнхене Режиссер Дмитрий Черняков обычно возвращается в театры, где он уже работал. Не исключение и Баварская национальная опера в Мюнхене: в этом парадном, освященном вагнеровским мифом зале три года назад прошла премьера «Хованщины» Мусоргского, и здесь же только что состоялась премьера «Диалогов кармелиток» Пуленка... >>
Опубликованы воспоминания бывшего генерального директора компании IKEA Иностранец, повествующий о нравах твоей страны, и большая корпоративная шишка с историей успеха своего бизнес-проекта -- ролевые модели, на редкость невыигрышные для рассказчика. В первом случае читатель волей-неволей ожидает вместо откровения развесистой калинки-малинки... >>
Смотрите с 8 апреля на экранах Москвы «Битва титанов» США, 2010, Луи Леттерье).Вполне успешный французский легионер Леттерье с потрясающим воображение размахом взялся за древнегреческие мифы, а точнее, за переделку одноименного фильма 1981 года режиссера Десмонда Дэвиса, на котором работал легендарный мастер спецэффектов и главный голливудский кукольник Фрэнк Харрикаузен... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|