Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°28
18 февраля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.02.2010
Банки и бонусы
Усиление контроля за кредитными институтами не должно превратиться в популистскую кампанию

Глобальный финансовый кризис заканчивается, во всяком случае переходит из острой фазы в хроническую. Как известно, в таких случаях обычно происходит наказание невиновных и награждение непричастных. Мы еще увидим, как это происходит локально, в родных палестинах. Глобальную же кампанию наведения порядка возглавил президент США Барак Обама. Оставив в стороне его риторику, вероятно, электорально эффективную, рассмотрим конкретные предложения. Основных два: ограничить бонусы, выплачиваемые банкирам, для чего подвергнуть их дополнительному налогообложению, и ограничить масштабы деятельности и влияние так называемых Too big to fail -- слишком больших, чтобы рухнуть -- банков (или официально systemically important financial institutions -- системообразующие финансовые институты -- СФИ).

Рассматривается также возможность фискального обременения -- дополнительное налогообложение прироста левериджа (обязательств) тех банков, активы которых превышают 50 млрд долл. Кроме того, предлагается структурно ограничить их деятельность: снова разделить коммерческий и инвестиционный банкинг (закон Гласса--Стигалла), запретить ведение торговых операций на свой баланс и т.п.

Не будем сейчас оперировать в терминах «а судьи кто», обращаясь к фундаментальным предпосылкам глобального финансового кризиса -- двойному дефициту (бюджета и торгового баланса), искусственного стимулирования потребления и сдерживания сбережения через удержание чрезмерно низких процентных ставок в США. Разберем сами меры.

Есть проблема бонусов? Есть. В чем она состоит? Лишь частично в их величине. И логика (непопулистская) здесь такая. Обеспечение финансовой стабильности, снижение рисков в глобальной финансовой системе требуют консервации капитала банков, уменьшения величины их распределяемой прибыли. Поскольку именно нераспределяемая прибыль вместе с обыкновенными акциями составляют ту основу капитала первого уровня (в подлинном смысле это и есть капитал первого уровня) банков, которая единственно может компенсировать дефицит резервирования под возможные потери и списания. Но в этом смысле бонусы как часть прибыли, распределяемой в пользу менеджмента банка, ничем не отличается от дивидендов как части прибыли, распределяемой в пользу собственников банка. Сократить бонусы, чтобы увеличить дивиденды, было бы контрпродуктивно. Попросту говоря, следует ограничивать бонусы Германа Грефа и Андрея Костина лишь вкупе с ограничениями дивидендов собственника ВТБ и Сбербанка, то есть прежде всего государства.

Как именно ограничить? Только не через налогообложение. Мировое сообщество регуляторов, объединенное в рамках Совета по финансовой стабильности, уже дало, дает и готовится дать немало рекомендаций, но ни одна из них не носит фискального характера. Налоговая система в принципе должна быть нейтральна и универсальна относительно разных категорий налогоплательщиков. А вот пруденциальные нормы вполне могут быть адресными. Поэтому Совет по финансовой стабильности и Базельский комитет по банковскому надзору рассматривают возможность внедрения стандартов консервации капитала, установления помимо требования о минимальном размере достаточности капитала дополнительно резервного диапазона. Если уровень капитала банка оказался в этом диапазоне, на распределение прибыли (все равно для выплаты бонусов, дивидендов или, скажем, благотворительности) накладываются ограничения, которые будут тем жестче, чем ближе к нижней границе диапазона окажется уровень достаточности капитала.

Но главное в регулировании бонусов не величина, а структура. Бонусы должны быть структурированы таким образом, чтобы не мотивировать принятие избыточных рисков. Для этого рекомендуется увеличить базу их начисления (не год, а три-пять лет), выплачивать не единовременно, а частями, с возможностью корректировки в последующие периоды, и не наличными, а акциями банка. А все остальное в антибонусной кампании от лукавого, т.е. подготовки к очередным президентским выборам.

Существует ли при этом проблема СФИ? Конечно, существует. И очень острая. Но дело отнюдь не только в их размерах, а, так сказать, в их большей понятности для начальства. И любые предприятия из разнообразных списков системообразующих, которые мы во что бы то ни стало удерживаем на плаву, являются носителями системных рисков. Но, во-первых, и здесь фискальный подход международным сообществом регуляторов не рекомендуется. Вместо этого обсуждается вопрос о введении нового норматива левериджа, который бы регулировал величину принимаемых на себя банком обязательств (как балансовых, так и забалансовых). Во-вторых, Совет по финансовой стабильности старается подойти к этой проблеме максимально комплексно и осторожно. Да, меры по дестимулированию роста размеров СФИ, снижению их комплексности, запрету для них на оказание некоторых видов финансовых услуг рассматриваются, но лишь как один из возможных элементов в целой системе мер, предполагающей введение специальных надзорных требований (в том числе и нормативов достаточности капитала, ликвидности, левериджа, резервирования), утверждению лучшей микро- и макронадзорной практики (например, создание международных надзорных коллегий, дополнительных контуров надзора и т.п.), разработка специальных планов и институтов антикризисных действий для СФИ, укрепление базовой финансовой инфраструктуры и пр.

При этом Совет по финансовой стабильности предполагает в течение 2010 года дополнительно проанализировать возможные последствия рассматриваемых мер, взвесить все «за» и «против» и в терминах стабильности, и в терминах развития, а уж затем рекомендовать их внедрение. Действовать с грацией слона в посудной лавке здесь неуместно.
Алексей УЛЮКАЕВ, первый заместитель председателя Банка России, представитель РФ в Совете по финансовой стабильности, член руково

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.02.2010
О перспективах Nordic Yards поговорят в Москве
Судостроительные верфи Nordic Yards в Восточной Германии, принадлежащие российскому инвестору, снова оказались в центре скандала... >>
  • //  18.02.2010
Усиление контроля за кредитными институтами не должно превратиться в популистскую кампанию
Глобальный финансовый кризис заканчивается, во всяком случае переходит из острой фазы в хроническую. Как известно, в таких случаях обычно происходит наказание невиновных и награждение непричастных. Мы еще увидим, как это происходит локально, в родных палестинах... >>
//  читайте тему:  Банки
//  читайте тему:  Россия и финансовый кризис
  • //  18.02.2010
Генри Полсон отчитался за кризис
Бывший министр финансов США Генри Полсон утверждает, что клевета, обрушившаяся на его программу спасения американской экономики, помешала предоставить финансовую помощь большему количеству банков в разгар кризиса... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
  • //  18.02.2010
Антикризисный план уже принес плоды
Одобренный во вторник советом министров финансов Евросоюза план Греции по стабилизации госфинансов (см. «Время новостей» от 17 февраля) вчера был подкреплен обнадеживающими данными об исполнении бюджета.... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
  • //  18.02.2010
Федеральное казначейство предлагает расширить доступ к информации об эффективности бюджетов всех уровней
Вчера Федеральное казначейство провело годовую отчетную расширенную коллегию. Выступавшие -- глава казначейства Роман Артюхин, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин и заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко -- в один голос отмечали заслуги ведомства в стабилизации финансовой обстановки в прошлом году... >>
  • //  18.02.2010
Цены на нефть не выйдут из коридора
В то время как по итогам прошедшей недели за баррель нефти в Нью-Йорке давали немногим больше 71 долл., еще до завершения текущей торговой пятидневки стоимость поднялась уже выше 77 долл... >>
  • //  18.02.2010
Покупку «Газпромом» доли в Lietuvos dujos проверят на прочность в конституционном суде
Сегодня конституционный суд Литвы по заявлению группы членов сейма рассмотрит вопрос о соответствии конституции договора о продаже правительством «Газпрому» 34% акций компании Lietuvos dujos и приложения к нему, которое предусматривает отказ литовского кабмина от регулирования цен на газ для крупных предприятий... >>
  • //  18.02.2010
ЦСКА обрел титульного спонсора
Сегодня контракт с новым титульным спонсором подпишет московский футбольный клуб ЦСКА -- единственный из российских топ-клубов, не принадлежащий госкорпорациям и крупным компаниям... >>
  • //  18.02.2010
Lufthansa готовится к забастовке
Пассажиры, следующие рейсами Lufthansa, с понедельника должны быть готовы к серьезным трудностям. Вчера во Франкфурте большинство участников собрания отраслевого профсоюза пилотов Cockpit -- летный персонал Lufthansa и ее «дочек» Lufthansa Cargo и Germanwings -- проголосовали за проведение четырехдневной стачки... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама