N°25 15 февраля 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Нестроевые песни В Петербурге прошел концерт-финал третьего конкурса молодых композиторов «Шаг влево»
«Нам три года!» -- гласит едва ли не каждая пятая магазинная вывеска; по популярности эта надпись уступает только первому крику новорожденного: «Мы открылись!» Трехлетие -- первый «юбилей», свидетельство успешно пройденной проверки на прочность. Подводить итоги композиторскому конкурсу фонда «Про Арте», пожалуй, рано, а вот слегка изменить традициям самое время: отменить анонимный порядок подачи работ, например, а заодно и разрешить номинировать уже исполнявшиеся произведения. К невиданному наплыву заявок это, правда, не привело, их число опять не превысило двадцати, зато профессиональный уровень участников по сравнению с прошлыми годами заметно вырос. Из-за чего, вероятно, среди финалистов и не оказалось ни одного петербуржца и ни одного композитора-самоучки.
Василий Стругальский -- единственный из участников прошлого года, что рискнул повторить попытку. Риск себя оправдал: жюри, состоявшее из композиторов Владимира Николаева, Анатолия Королева и Александра Попова, присудило ему второе место (правда, пополам с Александром Хубеевым). Lyceum Стругальского обернулся медитативной пасторалью, с тягучим потоком струнных и парящей над ним флейтой-свирелью. От такой музыки все время ждешь подвоха, какой-то фиги в кармане -- ан нет, так и продолжает течь и переливаться до самого конца. Если, конечно, не считать «фигой» сам факт подачи такой пьесы на конкурс «левой» ориентации. Впрочем, удельный вес благозвучия в нынешнем финале был вообще довольно высок. Так «Абстрактная музыка» Даниила Власова не стесняется в открытую прибегать к тональности и минимализму. Результат, правда, вышел странный: впечатление от филиграни отзвуков и недосказанностей в первой и третьей частях напрочь убивает всунутый между ними идиотически жизнерадостный репетитивный кусок. Недостатка во всевозможных скрипах, свистах, постукиваниях и прочих нетрадиционных приемах звукоизвлечения тоже не наблюдалось. В такой эстетике выполнены сочинения Вероники Затулы и Александра Хубеева. Общая у них и проблема: незвуковысотному материалу, чтобы не распадаться, требуется очень жесткая организация формы. И даже если в партитурах этих сочинений все так и есть, то акустически это почти никак не проявилось. ...Est, non... Затулы производит впечатление, будто в середину одной пьесы вставили другую, куда более яркую и удачную. Soundscape Хубеева за счет репетитивных элементов держится чуть покрепче (что, видимо, и отметило жюри), а сонорные взрывы в первой части довольно эффектны. Но недоумение вызывает какое-то тотальное отсутствие в этом сочинении мысли: вот есть такие звуки, вот так их можно соположить -- и, собственно, все. Где-то на узком мостике между этими двумя крайностями расположилось сочинение победителя конкурса Александра Чернышкова (кстати, единственного среди финалистов немосквича -- композитор с тринадцати лет живет в Италии, а учится в Вене). Из всех прозвучавших пьес «Сахар», пожалуй, обладает наиболее «лица необщим выраженьем». Складывается оно из остроумных полифонических решений, бурлящей энергетики и очень своеобразной фактуры: зернистая, нарочито грязноватая, она тем не менее не лишена какой-то аристократической вычурности. В общем, в выборе жюри не приходится сомневаться. В одной из сетевых дискуссий, касавшейся первого «Шага влево», Борис Филановский обмолвился: конкурс не международный потому, что российской композиторской молодежи на мировой арене пока что нечего ловить. Бесспорная победа имеющего европейское образование и включенного в европейский контекст Чернышкова наглядно подтверждает эти слова. Будем, впрочем, надеяться, что к следующему юбилею конкурса их удастся опровергнуть. |
Новый спектакль и новые имена в Мариинке Десять лет назад один из самых известных фокинских балетов уже ставил в Мариинке Сергей Вихарев -- это была часть его реконструкционной программы. Балет шел с успехом и исчез из репертуара лишь после пожара на складе декораций -- «Петрушку» с балаганом и ярмарочной площадью на пустой сцене не станцуешь... >>
«Севильский цирюльник» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко В Театре Станиславского и Немировича-Данченко взяли новую россиниевскую высоту -- героизм нельзя не оценить. Россини мало ставится на местных сценах -- при всей уютной выразительности и моментально узнаваемом очаровании даже самых знаменитых опер они сложны по музыкальной технике, витиеваты по эстетике... >>
Новая картина Романа Поланского на Берлинском кинофестивале Если буквально, то «Писатель-призрак», а если по смыслу, то «Литературный негр», -- так переводится на русский название нового триллера Романа Поланского The Ghostwriter. Но лучше, наверное, все-таки буквально, тем более что присутствие самого Романа Поланского было призрачным... >>
В Петербурге прошел концерт-финал третьего конкурса молодых композиторов «Шаг влево» «Нам три года!» -- гласит едва ли не каждая пятая магазинная вывеска; по популярности эта надпись уступает только первому крику новорожденного: «Мы открылись!» Трехлетие -- первый «юбилей», свидетельство успешно пройденной проверки на прочность... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|