N°25 15 февраля 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Нью-йоркский гость и лондонский иммигрант Новый спектакль и новые имена в Мариинке
Десять лет назад один из самых известных фокинских балетов уже ставил в Мариинке Сергей Вихарев -- это была часть его реконструкционной программы. Балет шел с успехом и исчез из репертуара лишь после пожара на складе декораций -- «Петрушку» с балаганом и ярмарочной площадью на пустой сцене не станцуешь. Когда спектакль испарился в Петербурге, Вихарев принял предложение поставить его в Москве -- премьера будет в Большом театре в июле. Валерий Гергиев решил вернуть маленький фокинский шедевр в репертуар; однако на брегах Невы не может идти тот же спектакль, что и в столице, потому было принято решение позвать другого постановщика. Им стал Гэри Крист -- бывший танцовщик Joffrey ballet, уже не раз осуществлявший восстановление «Петрушки», в том числе в American Ballet Theatre. В Joffrey 40 лет назад постановку балета контролировал Леонид Мясин -- прямая ниточка от дягилевской антрепризы, так что передача текста происходит «из ног в ноги».
Крист педантично отработал шевеление ярмарочной толпы, тщательно воссоздав ощущение случайности движений, но не хаоса; чуть приглушил краски масленичного гулянья (история о взбунтовавшейся влюбленной кукле происходит именно в дни главного русского языческого праздника). И тихо ушел в тень, не претендуя на великую роль в истории: героем вечера должен быть Фокин и танцовщик, исполняющий заглавную роль. Убежденный в этом Крист, сделав свою работу, уехал, даже не оставшись на премьеру, не получив заслуженных аплодисментов. Фокин, безусловно, героем вечера был -- его колышущаяся масленичная площадь, статные городовые и загулявшие купцы, таинственный балаган и оживающие там куклы мгновенно объясняют, что поразило парижан в 1911 году, когда спектакль впервые показали на «Русских сезонах». С исполнителем же заглавной партии получилось сложнее. Вашему обозревателю случилось увидеть двух Петрушек -- Андрея Баталова в целом спектакле, Филиппа Степина во фрагменте, одном монологе, вынесенном в предшествовавший спектаклю концерт. Баталов -- первый танцовщик театра, крепко сбитый удалой виртуоз; его коронная партия -- Базиль в «Дон Кихоте», лучше всего выходят те роли, где надо бодро прыгнуть или славно зашарашить вращения. Его карьере почти 20 лет, и все эти годы и тени рефлексии не промелькнуло на его уверенном челе. У Степина в театре пятый сезон, положение «на ступеньку ниже», второй танцовщик; в репертуаре -- элегические «друзья принца» да негромкие, но чудовищно сложные по стилю и настроению баланчинские «Изумруды». Так вот в концерте Петрушка у Степина был, в спектакле у Баталова его не было. Баталов честно воспроизвел партитуру -- его герой, где нужно, страдальчески скрещивал ручки и косо сводил колени, где нужно -- тянулся к бессмысленной кукле-Балерине, где нужно -- бился головой о стены балаганчика-тюрьмы. Но было видно, что слабость и страдание -- это не про него; что балет, в котором не нужно сигать под колосники, непонятно зачем и существует... Вот когда в истерическом соло Петрушки сотворены высокие прыжки, видно, с каким упоением танцовщик в них кидается. Но стоит части, где хоть как-то можно показать виртуозность, кончиться -- исполнение становится механическим. Даже в то, что этот Петрушка в отчаянии бьется о стену и, пробив чахлую загородку, нелепо повисает в ней, поверить невозможно; герой Баталова, воитель и победитель, не стал бы глупо барахтаться в стене, продрал бы ее, как Терминатор, и пошел дальше покорять мир. У Степина балаганчика не было -- концертная сцена, пустое пространство, что необходимо заполнить отчаянием и порывом. Но вышел танцовщик, лишь слегка скосил плечи -- и появилась кукла, которую впервые станцевал Нижинский, а вслед за ним -- многие великие танцовщики. В каждом шаге нерешительность. И в нем же упорство, надменность поэта. И дикая неуверенность в себе. В этом Петрушке текла не кровь, а рефлексия; и он в невидимые стены стучался так, что в воображении вырастала прямо-таки крепость. Какой занятный танцовщик подрастает в Мариинке -- за его карьерой стоит следить. Еще одна карьера, начинающаяся в эти дни в Мариинке, занятна с первых минут: петербургский театр впервые взял в труппу иностранного танцовщика. Прежде танцевавший в английском Королевском балете Александр Париш переселился в Петербург. Зовут его вообще-то Xander Parish, и в течение нескольких дней сайт Мариинки предлагал несколько версий русского написания его имени -- эволюция была от Ксандера Пэриша к Ксандеру Паришу, и вот наконец теперь он идет под почти полностью русифицированным именем. Уроженец Йоркшира (Паришем он стал именно потому, что сам настаивал, что в местном выговоре гласная в фамилии звучит как «а») окончил школу Royal ballet пять лет назад и с тех пор танцевал в Ковент-Гарден. Фанат русского балета, он логично предположил, что заниматься им стоит в России, и приехал на работу. В фестивальные дни ему дали дебют в «Шопениане». С девушками, что окружали героя на сцене (в «Шопениане» один танцовщик и толпа белоснежных дев -- то ли духов-сильфид, то ли воспоминаний), Париш обращался так, будто они стеклянные. Осторожно подхватить, легко поставить и стараться не дышать; образцовая английская галантность, исключающая даже намек на чувственность. Чистый рисунок, тонкая фигура и выразительные кисти рук; посмотрим, что будет дальше, но пока что приобретение кажется удачным. Масленица завершилась, и театр приступил к подготовке фестиваля «Мариинский». В этом году он пройдет с 15 по 25 апреля и откроется премьерой балета Алексея Ратманского на музыку Родиона Щедрина «Анна Каренина». В заглавной роли ожидается Диана Вишнева. |
Новый спектакль и новые имена в Мариинке Десять лет назад один из самых известных фокинских балетов уже ставил в Мариинке Сергей Вихарев -- это была часть его реконструкционной программы. Балет шел с успехом и исчез из репертуара лишь после пожара на складе декораций -- «Петрушку» с балаганом и ярмарочной площадью на пустой сцене не станцуешь... >>
«Севильский цирюльник» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко В Театре Станиславского и Немировича-Данченко взяли новую россиниевскую высоту -- героизм нельзя не оценить. Россини мало ставится на местных сценах -- при всей уютной выразительности и моментально узнаваемом очаровании даже самых знаменитых опер они сложны по музыкальной технике, витиеваты по эстетике... >>
Новая картина Романа Поланского на Берлинском кинофестивале Если буквально, то «Писатель-призрак», а если по смыслу, то «Литературный негр», -- так переводится на русский название нового триллера Романа Поланского The Ghostwriter. Но лучше, наверное, все-таки буквально, тем более что присутствие самого Романа Поланского было призрачным... >>
В Петербурге прошел концерт-финал третьего конкурса молодых композиторов «Шаг влево» «Нам три года!» -- гласит едва ли не каждая пятая магазинная вывеска; по популярности эта надпись уступает только первому крику новорожденного: «Мы открылись!» Трехлетие -- первый «юбилей», свидетельство успешно пройденной проверки на прочность... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|