N°25
15 февраля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.02.2010
Легко на сердце
«Севильский цирюльник» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

В Театре Станиславского и Немировича-Данченко взяли новую россиниевскую высоту -- героизм нельзя не оценить. Россини мало ставится на местных сценах -- при всей уютной выразительности и моментально узнаваемом очаровании даже самых знаменитых опер (а «Севильский» входит в этот список под первым номером и формально раритетом вовсе не считается) они сложны по музыкальной технике, витиеваты по эстетике, и недостаточное владение стилем скрыть почти невозможно. К тому же требуются голоса, которых в нашей местности практически нет.

Александр Титель, славный чувством юмора и яркими подходами как к шедеврам, так и к не слишком расхожей классике, поставил сценически элегантный, тщательный спектакль с участием итальянского вокального педагога (Фабио Черрони) в качестве тренера. Постановка выглядит очень серьезно именно из-за отчетливо различимой идеи обойтись без встречающейся в россиниевских случаях в их местной транскрипции веселой приблизительности.

Серьезные намерения спровоцировали и плюсы, и минусы. Они сделали спектакль не только добротным и подробным, но и медленным. Не только элегантным, но и статичным. В таком послоговом чтении партитуры и сюжета слышны деловитость, ответственность и несвобода. То самое не идеальное владение стилем, которое трудно скрыть, даже когда трудолюбивые попытки освоиться видны довольно отчетливо.

Надо сказать, что медвежью услугу новинке оказал не имевший к ней никакого отношения итальянский специалист Альберто Дзедда со своими тоже итальянскими вокалистами-подопечными, продирижировавший недавно другой россиниевской оперой -- «Итальянкой в Алжире» в концертном исполнении в БЗК (см. «Время новостей» от 1 февраля). Не то чтобы никто никогда не слышал хороших россиниевских исполнений. Просто Дзедда был совсем недавно, и виртуозная живость, пестрый музыкальный бисер, нанизанный на гибкие нитки темпов, которого так не хватало в «Севильском», помнятся в подробностях.

Нехватка обнаружилась уже на стадии увертюры. Проговоренная несколько общо, но нежно оркестром под руководством Вольфа Горелика (он, между прочим, когда-то неожиданно превосходно справился с Моцартом, поэтому и теперь можно было ожидать успеха) увертюра настраивала на неспешный лад: так читают на иностранном, бегло, но осторожно, аккуратно намечая интонацию.

По-настоящему очаровательная картинка, смешная и ласковая, открывающаяся взгляду после увертюры, -- удивительна и совершенно прекрасна. Жаль, что на ней открытия художника (Владимир Арефьев) и режиссера в общем заканчиваются, хотя дальнейший ход событий вполне элегантен. Режиссер отправляет героев оперы в феллиниевские 60-е, ибо эпоха элегантных пальто и шляп, мягких пиджаков и маленьких черных платьев стала уже «костюмным» временем. Выходит, никакого «осовременивания» в новом «Севильском» нет, что и придает ему хитро-игривое изящество.

В этом кинематографическом пространстве герои чувствуют себя уютно, однако иностранный дается им нелегко. Так что приходится действовать медленно, выпевая колоратуры, проговаривая скороговорки и разыгрывая мизансцены словно по буквам. Некоторые шутки (не россыпи, но все же есть) в столь заторможенном темпе теряются. Чашки не воруются, смешные мотоциклетки начинают казаться памятниками, забавные физиономии превращаются в гримаски, арии поднатуживаются, ансамбли стынут и начинают разваливаться.

Героическими усилиями певцов рисуются репродукции партий. Фигаро -- вальяжный Арсен Согомонян, Альмавива -- очаровательный тенор с красивым тембром и неплохой школой Алексей Кудря (не все в партии безупречно, но общий рисунок и детали звучали выразительно). Розина -- старательная Елена Максимова, Доктор Бартоло -- наиболее органичный из всех буффонных героев Роман Улыбин, бойко справлявшийся со скороговорками. Базилио -- Дмитрий Степанович, всегда в общем одинаковый, но здесь еще и скачущий по сцене огромными прыжками. Смешно.

В серьезности спектакля с его пытливыми мизансценами, старательным вокалом, не броским и стеснительным оркестром, тяжеловатыми ансамблями и аккуратным итальянским сквозит несколько наивное благодушие. Оно не дает сдвинуть темп, но зато от него легко на сердце. Как от песни веселой, которую кто-то напел деловитым голосом.
Юлия БЕДЕРОВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.02.2010
Новый спектакль и новые имена в Мариинке
Десять лет назад один из самых известных фокинских балетов уже ставил в Мариинке Сергей Вихарев -- это была часть его реконструкционной программы. Балет шел с успехом и исчез из репертуара лишь после пожара на складе декораций -- «Петрушку» с балаганом и ярмарочной площадью на пустой сцене не станцуешь... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  15.02.2010
«Севильский цирюльник» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко
В Театре Станиславского и Немировича-Данченко взяли новую россиниевскую высоту -- героизм нельзя не оценить. Россини мало ставится на местных сценах -- при всей уютной выразительности и моментально узнаваемом очаровании даже самых знаменитых опер они сложны по музыкальной технике, витиеваты по эстетике... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  15.02.2010
Новая картина Романа Поланского на Берлинском кинофестивале
Если буквально, то «Писатель-призрак», а если по смыслу, то «Литературный негр», -- так переводится на русский название нового триллера Романа Поланского The Ghostwriter. Но лучше, наверное, все-таки буквально, тем более что присутствие самого Романа Поланского было призрачным... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  15.02.2010
В Петербурге прошел концерт-финал третьего конкурса молодых композиторов «Шаг влево»
«Нам три года!» -- гласит едва ли не каждая пятая магазинная вывеска; по популярности эта надпись уступает только первому крику новорожденного: «Мы открылись!» Трехлетие -- первый «юбилей», свидетельство успешно пройденной проверки на прочность... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама