N°20 08 февраля 2010 |
// Архив | // поиск | |||
|
В своей тарелке Юбилейное угощение «Триумфа джаза» получилось обильным
Афиша десятого, юбилейного «Триумфа» разила наповал.
Сразу стало ясно, что грядет событие 00, а не просто хорошие джазовые концерты с иностранцами. Я прослушал не всю программу, врать не буду, видел не всех артистов. Но объем, масштаб и перспективу все равно почувствовал. Первое впечатление: изобилие. В пятницу фестиваль открылся сразу двумя концертами в клубе (концерты параллельно шли в Доме музыки и так называемом Клубе Игоря Бутмана, который все продолжают величать Le Club, то ли по привычке, то ли чтоб не оговориться «клуб имени Бутмана»). Выступали недешевые артисты -- певица Кармен Ланди и гитарист Лионел Луэке. То есть вот так просто: два отделения, две звезды. Ланди, уже известная в нашей стране, показала просто фантастический голос. Мягкий, нежный, шепчущий, со всякими интересными нюансами, без выпендрежа, крика и атаки. Слушаешь вполуха -- вроде ничего особенного, прислушиваешься -- плакать хочется. С Ланди приехал барабанщик, на месте состав расширили местным виртуозом Иваном Фармаковским и ценимым в профессиональных кругах контрабасистом Антоном Ревнюком. По словам самой Ланди, музыканты познакомились за четыре часа до концерта. Однако концерт прошел на одном дыхании. И единственная накладка (Фармаковский завел одну песню, Ланди начала другую) показалась нарочно сфабрикованной смеха ради. Это здорово, потому что обычно, если у нас заезжую вокалистку «укрепляют» местным составом, получается как в ресторане. Здесь же авторский материал Ланди наши играли по нотам, но как будто сами сочинили. Это был не единственный международный состав фестиваля. Заслуженный джазовый пианист Леонид Винцкевич и его сын-саксофонист выступали с американской ритм-секцией. Нормальный «умный» джаз, пост-боп скорее, насквозь авторский. Публика, пришедшая на дорогостоящий концерт поблестеть стразами, Винцкевичей/американцев приняла хорошо, хотя музыканты не делали вид, что пришли тут всех баюкать. Прекрасно спелось трио Олега Бутмана (в которое входит его супруга Наталья Смирнова и мощнейший во всех смыслах басист Антон Давидянц) с американкой Чендой Рул. Концерты коллектива Смирнова--Бутман-младший я слышу не в первый раз, по моим ощущениям, эти молодые и отягощенные американским музыкальным образованием джазмены все больше расковываются и уходят «в отрыв». Тоже не обещают «сделать красиво», а играют сложный жесткий авторский материал. Смирнова играет тонко и яростно, как Сесил Тейлор (хотя ничего общего, конечно; «как» -- для наглядности). Ченда Рул пленила публику своей грацией афроамериканской фотомодели, но на этом пленение имиджем закончилось. Она спела одну песню свою, вторую -- спиричуэл в собственной аранжировке. Прекрасный мощный голос. В биографии на myspace певица пишет, что родилась «между тактами» диско/фанк эры. Вот это и чувствуется. Давидянц (которого один мой знакомый басист называет не иначе как «Джон Уэттон от джаза») тоже добавил диско-фанковой «черноты». Закрыло фестиваль трио пианиста Маккоя Тайнера с участием саксофониста Гери Барца. Это не просто ветераны, они живые классики, поэтому что еще о них сказать. Визит и того и другого -- хорошее событие. Мой личный герой -- гитарист Майк Стерн, которого в прошлом году в шестой раз выдвинули на «Грэмми» и снова прокатили. Про него как-то принято говорить, что он-де птенец гнезда Майлса Девиса. Девис, конечно, всех учил, воспитывал, направлял, даровал звездность, место в истории и пропуск в бессмертие. Но Майк Стерн играл с ним в поздний период. Например, записывался на довольно раритетной пластинке Star People. А помимо игры с Девисом и прочими великими (братьями Бреккер) Стерн создал свой стиль сочинения, манеры игры, звука. «На концертах использую два усилителя, немножко примочку «хорус»: мне хочется, чтобы звук был плавный, с плавными переходами, чтобы гитара пела, как человеческий голос или труба. И чтобы звук был такой окружающий, обволакивающий», -- говорит музыкант. Если на альбомах его именная "Ямаха" модели Mike Stern Pacifica звучит плавно, гладко, с легкой реверберацией и похоже на, скажем, сопрано-саксофон, то на концерте это звук ангельского голоса. Ну, может, не ангельского, но живого. Говорят, что гитары -- живые существа, просто их нужно разбудить и разговорить, однако «Пасифика» Майка Стерна скоро научится писать письма и отвечать на телефонные звонки. С гитаристом выступали барабанщик-виртуоз Дейв Уэкл, которого у нас очень любят, и басист Том Кеннеди. От такого состава можно ожидать безумной жесткости и скорости, но за те полчаса или сорок минут, что им отвели, музыканты исполнили полярные по настроению композиции. Одну пьесу сыграли настолько тихо и спокойно, что даже неистовый Уэкл отложил палочки и барабанил ладонями. На последней пьесе к трио присоединился Игорь Бутман и -- не знаю, осознанно или нет, -- «включил» Майкла Бреккера. Покойный Бреккер дружил со Стерном и играл на нескольких его альбомах, как и другие известные саксофонисты, Девид Сенборн и Кенни Гаррет. Нервный мясистый саксофонный звук хорошо сочетается с гитарой Стерна: Бутман был в своей тарелке. Закрывал субботний вечер снова Лионел Луэке. Уроженец Бенина Луэке уже лет десять играет по Европе и Америке, но недавно начал превращаться в настоящую джазовую звезду. Играет на очень модном инструменте: по конструкции классическая гитара с нейлоновыми струнами, но без дек. Обечайки -- и пустота. Чистое электричество то есть. Звук у инструмента интересный: сплав классической гитары, африканских песнопений и джаза, техника -- безупречная, но композиции нудноваты. Когда он играет с трио -- чувство, что чего-то не хватает. Но вот когда напевает, прищелкивая языком и пощипывая струны, получается очень симпатично: приятная «африкана». На концерте он так исполнил композицию Nonvignon из альбома Karibu (дебют музыканта на культовом джаз-лейбле Blue Note). И именно ей раскачал публику, которая задорно хлопала в ритм. Почему было не начать с этого?.. Кстати, слово karibu на языке суахили означает «добро пожаловать». Спасибо, сэр. И вам того же. |
Юбилейное угощение «Триумфа джаза» получилось обильным Афиша десятого, юбилейного «Триумфа» разила наповал.
Сразу стало ясно, что грядет событие 00, а не просто хорошие джазовые концерты с иностранцами. Я прослушал не всю программу, врать не буду, видел не всех артистов. Но объем, масштаб и перспективу все равно почувствовал... >>
"Музыкальный глобус" на юбилее БСО Юбилейный концерт Большого симфонического оркестра, парадно отметившего в зале Чайковского собственное 80-летие, был выдержан в калейдоскопических красках. Отдельные эпизоды мозаики удались особенно выразительно, но и те, что звучали менее ярко, не испортили общей нарядной картины.... >>
По России проедет программа голландского анимационного фестиваля «Клик!» Среди сборников зарубежной короткометражной анимации, которые разные фестивали или дистрибьюторские конторы прокатывают по всему миру, программа амстердамского анимационного фестиваля «Клик!», пожалуй, из самых легких для зрителя и симпатичных... >>
Хореограф и танцовщик, выпускник МАХУ, отработавший солидный срок в ансамбле Игоря Моисеева, Николай Огрызков останется в истории прежде всего как основатель и директор первой школы современного танца в Москве... >>
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|