N°16 02 февраля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Отец народов навестил Радзинского Валентин Гафт вышел на сцену в роли себя и Сталина
На сцене «Современника» показали фантасмагорию «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». В этом названии все правда: это действительно сон Валентина Гафта, им же, с помощью неровных ямбов рассказанный, им же и сыгранный в постановке Романа Виктюка. А приснилось Гафту, что он стал Сталиным, но каким-то диковинным образом, какой бывает только во снах, оставаясь собой. И так, сохранив свой обычный вид, но, приобретя классический сталинский акцент, Гафт с генералиссимусом в душе является в архив, где на ночь остался поработать Эдвард Радзинский. Впрочем, сцена в оформлении Владимира Боера больше похожа на запасники какого-нибудь музея Сталина: стеллажи сплошь заставлены и завешены портретами и бюстами вождя.
В роли Радзинского, а вслед за ним и других важных героев спектакля, выходит Александр Филиппенко (все маленькие роли отданы Максиму Разуваеву). В сущности, зачем гафто-сталин приходит к Радзинскому, как известно, немало написавшему про гения языкознания, ясно так и не становится: может, что-то хотел узнать, проверить, припугнуть. Но суетливого Радзинского-Филиппенко и пугать не надо: он сразу впадает в истерику, сослепу видит на госте усы, панически просится в туалет («поправьте все-таки штаны, а то все прелести видны», иронически комментирует гафто-сталин), и дальше ведет разговор на полусогнутых, припадает к груди лучшего друга деятелей искусства и торопливо обещает ему все исправить и переписать. Далее уже не совсем понятным образом из недр спектакля поговорить с вождем являются маршал Жуков в виде помпезного портрета Павла Корина, Дмитрий Шостакович в виде минутного музыкального фрагмента, Ахматова в виде записи ее старческого голоса с рассказом о «страшных годах ежовщины». А еще в исполнении Филиппенко -- Зюганов, браво признающийся отцу народов в любви («Мы даже гимн поем со старыми словами», -- докладывает лидер КПРФ, и тут в зале зажигается свет, чтобы зрители в полной мере поняли, что персонаж обращается к ним), Жванецкий -- суетливый одесский шутник («-- Я из Одессы/ -- Я так и понял -- иудей,/ Ну хоть бы раз для интереса/ Сатирик был бы не еврей», -- комментирует лучший друг сионистов), и так далее. Всем им кремлевский горец знает цену и отдает должное: признает гений Шостаковича, кричит на Ахматову, кривит рот в знаменитой гафтовской усмешке, язвит и обливает ядом героев сегодняшнего дня, которые и впрямь рядом с ним выглядят мелкой трусливой шушерой. Удивительное дело: этот спектакль -- уже третья попытка знаменитых артистов-шестидесятников, известных либеральными взглядами, сыграть Сталина. До Гафта вождем выходили Игорь Кваша («Полет черной ласточки» в том же «Современнике») и Сергей Юрский («Вечерний звон», театр «Школа современной пьесы»). Вероятно, каждый из них думал предостеречь, развенчать, показать истинное лицо и т.д. Но всякий раз лучший друг физкультурников оказывался фигурой масштабной, противоречивой, обаятельной, дьявольской и одновременно страдающей, не в пример своему ничтожному окружению. Как будто, оглянувшись на свои биографии, артисты и писатели, родившиеся в 30-х, поняли, что никого крупнее Сталина в их жизни не было. И хотели доказать: чтобы совершить гигантские злодейства, надо быть гигантской личностью. Согласиться с этим невозможно. |
Сергей Шнуров презентовал проект «Рубль» В самый канун Нового года, 30 декабря, состоялся первый московский концерт группы «Рубль» -- нового и теперь единственного проекта Сергея Шнурова. В ту же пору музыкант отменил намеченные на февраль концерты «Ленинграда» и заявил о роспуске группы, став главным музыкальным ньюсмейкером последней недели уходящего года... >>
Валентин Гафт вышел на сцену в роли себя и Сталина На сцене «Современника» показали фантасмагорию «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». В этом названии все правда: это действительно сон Валентина Гафта, им же, с помощью неровных ямбов рассказанный, им же и сыгранный в постановке Романа Виктюка... >>
Борис Матросов на АртСтрелке В галерее Paperworks, что квартирует на АртСтрелке, проходит выставка Бориса Матросова «Внутренний орнамент»... >>
В Хельсинки прошла встреча ведущих кинодокументалистов Название фестиваля -- Doc Point -- переводится и как «место встречи документалистов» и как «смысл документа». Фестиваль действительно является одной из самых заметных «точек» для встреч кинодокументалистов, хотя существует недолго -- с начала XXI столетия... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|