N°120
09 июля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.07.2009
Материк Гламур и архипелаг Культура
Что больше всего показательно для минувшего сезона, так это вилка между азартным оптимизмом передач типа «Ледниковый период», «Две звезды», «Танцы со звездами» и столь же категоричной депрессивностью всевозможных программ-ужасов из ряда вон -- «Очная ставка», «Чистосердечное признание», «Программа максимум».

Еще относительно недавно гламур был архипелагом, состоящим из отдельных телепрограмм, теперь это континент. Теперь это империя, присоединяющая к себе территории одну за другой.

Политическое вещание все более делается похожим на шагреневую кожу -- оно год от года неумолимо скукоживается.

В этом году на празднике Победы более чем обычно глянцевой предстала Великая Отечественная. Случилось это благодаря лакокрасочному покрытию сериала «Семнадцать мгновений весны» и фильма «В бой идут одни «старики».

Еще до того, как наступило «оранжевое лето», взметнулась пара «фонтанов ультрафиолета»: юбилей Аллы Пугачевой с последующим загулом длиною в две недели и, конечно, фантасмагорическое «Евровидение».

С чем можно было бы сравнить впечатление от московского «Евровидения»?.. С возведенными Осей Бендером Нью-Васюками? Или с тем концертом, который дал мессир Воланд с группой товарищей в московском варьете, где директором был Степа Лиходеев?..

Гора цвета, света, пиротехники, видеотехнологий родила если не мышей, то что-то явно неадекватное затраченным физическим усилиям, моральным переживаниям и финансовым вложениям.

Заметно активизировалось научно-популярное кино, которому тоже не чужды рейтинговые амбиции. Осенью в эфир была вброшена героико-романтическая эпопея Александра Невзорова «Лошадь распятая и воскресшая», из коей следовало, что лошадь -- это звучит гордо. Тогда же с большой рекламной помпой прошла документальная лента «Химия любви», из которой следовало, что именно сперматозоид звучит гордо.

Отдельной иллюстрацией на сей счет стала художественно-документальная картина «Мой муж -- гений» с последующим пристрастным обсуждением Александром Гордоном и его гостями активности сперматозоидов нобелевского лауреата Льва Ландау.

Зимой выяснилось, что не менее гордо звучит слово «плесень» из одноименного документального фильма. Звучало оно не только гордо, но и устрашающе.

В ряду научно-популярных триллеров под занавес сезона нам показали «По ту сторону жизни и смерти. Ад», «Жизнь после нас» и «Мясо. История всероссийского обмана». Все это так или иначе повлияло и на вкус к жизни, и на аппетит, который не пришел.

Аппетит к мистике пришел во время потребления Ури Геллера с его фокусами и поддержан возвратившимся к нам Анатолием Кашпировским. Последний тут же и объявил: «Я лечу не организмы, а их молекулы».

По-моему, это фраза года.

Недавнее советское прошлое продолжает оставаться высокорейтинговым товаром, чему доказательством стал успех документальных и художественных сериалов про Галину Брежневу и Светлану Алилуеву.

По мере того как масскультовый гламур завоевывает все новые материки и континенты, высокая культура оттесняется на периферию, на поля основного текста, в сноски, в подвалы, в пародии...

«Большая разница» и «Прожекторперисхилтон» огрызаются карикатурами, иногда небезобидными (лучшее -- «Хрень»), что не останавливает экспансии со стороны масскульта.

Материк культуры скукожился до архипелага, состоящего из гряды островков. Таких, как «Исторические хроники», документальных фильмов «Метро» и «Ржев. История неизвестной битвы Жукова». Таких, как программы на канале «Культура» -- «Тем временем», «Апокриф», «Линия жизни», «Театральная летопись» и т.д.

...Когда недавно в «Большой разнице» прозвучала едкая и, как многим подумалось (и мне в том числе), убийственная пародия «Хрень» на рейтинговую «Плесень», телекритики (и автор этих строк в том числе) обрадовались: «Ну, это приговор продукту, его гражданская казнь...» А теперь понятно: то был всего лишь пиар телевизионной заразы.

Сейчас о такой же пародии мечтают создатели несъедобного, отвратного, но сладостно рейтингового «Мяса».
Юрий Богомолов, «Российская газета»




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.07.2009
Критики подводят итоги телевизионного года
  • //  09.07.2009
Что больше всего показательно для минувшего сезона, так это вилка между азартным оптимизмом передач типа «Ледниковый период», «Две звезды», «Танцы со звездами» и столь же категоричной депрессивностью всевозможных программ-ужасов из ряда вон -- «Очная ставка», «Чистосердечное признание», «Программа максимум»... >>
  • //  09.07.2009
Завершившийся телесезон-2008/09 можно охарактеризовать как поиск каналами новых форматов и направлений в период кризиса, в том числе и творческого. В первую очередь зрителей пытались увлечь не столько цикловыми программами или сериалами, сколько отдельными яркими и неожиданными проектами... >>
  • //  09.07.2009
Затухающий к лету телесезон был отмечен широким празднованием разнообразных юбилеев -- от Гоголя до Пугачевой. Все телевизионные форматы использовались для того, чтобы задавить зрителя масштабностью и значимостью случившихся дат... >>
  • //  09.07.2009
Все кричали "кризис, кризис", но телевидение этому, кажется, так и не поверило. Оно занималось тем, чем почти всегда после того, как изобрели "голубой экран": создавало свое виртуальное пространство, свой город Солнце... >>
  • //  09.07.2009
Информационное вещание окончательно скатилось к уровню программы «Время» застойных времен. Механические дикторы в очках и без оных почему-то гордо именуются «ведущими новостей», но без помощи телесуфлера не могут правильно воспроизвести даже собственное имя, не говоря уж об умении задавать вопросы корреспондентам и гостям в прямом эфире... >>
  • //  09.07.2009
Телесезон-2008/09 и экономический кризис начались одновременно. По логике вещей один просто не мог не повлиять на другой. Действительно, уменьшились продажи рекламного времени, сократились штаты, производители позамораживали отдельные проекты... >>
  • //  09.07.2009
Политика на экране окончательно превратилась в дивертисмент двух главных актеров политической сцены. Причем брутальность и экранная органичность одного постоянно диссонирует с расплывчатостью образа другого. Один устраивает разнос в Пикалеве, другой на фоне деревенской пасторали ведет беседу о селянах... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама