N°120 09 июля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Страшно говорить про настоящее
Политика на экране окончательно превратилась в дивертисмент двух главных актеров политической сцены. Причем брутальность и экранная органичность одного постоянно диссонирует с расплывчатостью образа другого. Один устраивает разнос в Пикалеве, другой на фоне деревенской пасторали ведет беседу о селянах. Политики дрейфуют в русле глобального деления информационных потоков: национальные, универсальные каналы -- для «диванных» масс, «нишевые» (в том числе и видеоблоги) -- для продвинутых пользователей.
В минувшем сезоне бросалась в глаза программная «всеядность», сочетавшая в эфире, казалось бы, несочетаемое. Решительно непонятно, как на одной кнопке могут уживаться Максимовская с итоговой программой, целительница, снимающая порчу, и эротика по выходным. Или развлечение в стилистике документального триллера («Мясо»), площадного ристалища («Честный понедельник»), жлобства («Ты смешной!»), фильм «Ржев», элегантные «Авиаторы» и по-настоящему честный репортаж в новостях о гражданской войне в Ингушетии. Синкопированная гонка за разной аудиторией неизбежно ведет к более синкопированному просмотру, размывает аудиторию. Чем больше каналы не соблюдают программную дезинфекцию, тем разборчивее становится зритель, что для него, для зрителя, в конце концов благо. Учится быть разборчивее. Танцы на всех поверхностях и звезды во всех видах потускнели. НТВ в своей документальной вечерней линейке, убрав профессионального Соловьева, утвердило стилистику собственного разговора о жизни -- переведя агрессию всяческих «ЧП» в режим аттракционной, скандальной, форсированной зрелищности. Другой тип качественно иной зрелищности и потрясающего воображение масштаба -- это, разумеется, зрелище «Евровидения», когда люди и песни были материалом для торжества телевизионной картинки. «Евровидение» -- с точки зрения телевизионной режиссуры и технологий -- событие сезона. С точки зрения смысла -- таких прорывных событий на экране не было. Не стал событием громкий проект «Имя России», в котором случилась идеологическая подмена -- хотели понять про будущее, а вылезла уродливость прошлого. Поэтому продолжения разговора о том, кто мы такие и в какой стране живем, уже не последовало. Нынешнему телевидению страшно разговаривать про настоящее. Да и навык утерян. Поэтому вполне естественно, что впервые со времен стояния за НТВ на улицу вышли молодые люди -- зрители «2х2» -- защищать телевидение, которое не просто альтернатива традиционному, но, по сути, пародия на него. Вероятно, поэтому таким успехом пользуется и блистательная «Большая разница». Замалчивание темы экстравагантного протеста в «Останкино» и голодовки продюсеров, уволенных с «Первого», еще раз доказало, что никакая политическая цензура не сравнится с корпоративной спайкой работодателей и телевизионных начальников, когда дело касается контрактов, судов и трудовых прав. Кстати, уволенного продюсера суд восстановил на работе, но в «Останкино» его уже не пустили, а коллеги об этом торжестве правосудия практически не рассказали. Так же, как внятный, иногда жесткий, иногда конструктивный разговор о кризисе велся главным образом на специализированных каналах («Вести 24», «Эксперт ТВ», «Совершенно секретно», РБК). Лучшие программы сезона. «Ржев» Алексея Пивоварова (НТВ), «Метро» Елизаветы Листовой («Россия»), «Гоголь. Птица-тройка» Леонида Парфенова, «Большая разница» («Первый»), «Неделя» с Марианной Максимовской, «24» с Михаилом Осокиным, «Репортерские истории» (РЕН ТВ), линейка исторических вечерних и просветительских ночных программ на 5-м канале, «Тем временем» («Культура»). |
Что больше всего показательно для минувшего сезона, так это вилка между азартным оптимизмом передач типа «Ледниковый период», «Две звезды», «Танцы со звездами» и столь же категоричной депрессивностью всевозможных программ-ужасов из ряда вон -- «Очная ставка», «Чистосердечное признание», «Программа максимум»... >>
Завершившийся телесезон-2008/09 можно охарактеризовать как поиск каналами новых форматов и направлений в период кризиса, в том числе и творческого. В первую очередь зрителей пытались увлечь не столько цикловыми программами или сериалами, сколько отдельными яркими и неожиданными проектами... >>
Затухающий к лету телесезон был отмечен широким празднованием разнообразных юбилеев -- от Гоголя до Пугачевой. Все телевизионные форматы использовались для того, чтобы задавить зрителя масштабностью и значимостью случившихся дат... >>
Все кричали "кризис, кризис", но телевидение этому, кажется, так и не поверило. Оно занималось тем, чем почти всегда после того, как изобрели "голубой экран": создавало свое виртуальное пространство, свой город Солнце... >>
Информационное вещание окончательно скатилось к уровню программы «Время» застойных времен. Механические дикторы в очках и без оных почему-то гордо именуются «ведущими новостей», но без помощи телесуфлера не могут правильно воспроизвести даже собственное имя, не говоря уж об умении задавать вопросы корреспондентам и гостям в прямом эфире... >>
Телесезон-2008/09 и экономический кризис начались одновременно. По логике вещей один просто не мог не повлиять на другой. Действительно, уменьшились продажи рекламного времени, сократились штаты, производители позамораживали отдельные проекты... >>
Политика на экране окончательно превратилась в дивертисмент двух главных актеров политической сцены. Причем брутальность и экранная органичность одного постоянно диссонирует с расплывчатостью образа другого. Один устраивает разнос в Пикалеве, другой на фоне деревенской пасторали ведет беседу о селянах... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|