N°90
26 мая 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.05.2008
Сюрреальная механика
«Сладкое» на «Винзаводе»

версия для печати
Многим посетителям новых выставочных залов Мультимедийного комплекса актуальных искусств и RIGroup на «Винзаводе» инсталляция Ильи Трушевского «Сладкое» подарила позитивные (вплоть до самых детских) эмоции. Тонны насыпанного на пол сахарного песка и соли стали под ногами зрителей пустыней, по которой передвигались в бахилах, -- сперва осторожно, не веря в реальность, а потом даже пробуя в экстазе новую землю на вкус, словно небесную манну. В аквариумах в «пустыне-сахаре» сидели черепашки. Они сияли украшениями -- наклеенными на панцирь стразами; из фонтана посредине пустыни все прибывала пена, и распространялся клубничный аромат, не сразу распознаваемый запах моющего средства...

Проект может быть понят как ироническая социальная критика. Это описание царства гламура как приторно-сладкой пустыни, в которой зрители оказываются в роли легкомысленных искателей вечного наслаждения, припадающих к вечно бьющему и благоухающему розовому пенящемуся источнику (здесь не забудем и неодобрительное выражение «пена»).

«Сладкое» стоит сравнить с другой инсталляцией Трушевского -- «Вагоном», работой, которая была показана прошлой осенью в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» в Музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Те, кто провел в этой инсталляции даже несколько минут, не могли не почувствовать, как художник погружал зрителя в атмосферу ночного скорого поезда -- на столах подрагивали стаканы, по стене пробегали отблески света. Как кажется, нынешняя работа Трушевского тоже посвящена машинерии эмоций.

В инсталляции «Сладкое» перед нами скорее предтеча шестидесятнической психоделии -- сюрреалистическая механика. «Сладкое» пребывает в постоянном безостановочном движении: работает фонтан с розовой жидкостью, меняет свой размер и очертания пенное облако, ползет черепашка в аквариуме, ежесекундно меняют свой порядок кристаллики сахара, наконец, -- все эти незаметные и произвольные трансформации связывают работу с поэтикой сюрреализма.

Куратор Сергей Хачатуров в своей статье к выставке недаром упоминает барочные парки и скульптуру черепахи в садах Орсини близ Витербо. Этот образ можно усилить, добавив еще одно важное и для барочной эстетики, и для сюрреализма понятие анаморфозы, то есть «формы, напоминающей нечто», которая под взглядом смотрящего принимает узнаваемые образы и образует картину, готовую распасться при смене ракурса. Из этих форм в парках семнадцатого века складывались анаморфозы на героические сюжеты, но чаще бывали забавные...

В одной из первоначальных версий инсталляции «Сладкое» были конфеты, вылепленные из битума. Идея пугающей «фабрики грез» реализовалась сегодня иначе, но тоже эффектно.
Павел ГЕРАСИМЕНКО, Москва -- Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.05.2008
AP
Благодаря Диме Билану «Евровидение-2009» пройдет в России
Уж было верить перестали. И надеяться. И придумали кучу причин, почему Россия никогда не выиграет «Евровидение». Мы, правда, взяли пару лет назад «Евровидение» детское, но то же детское. А взрослое слабо? Да не, что вы... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  26.05.2008
«Сладкое» на «Винзаводе»
Многим посетителям новых выставочных залов Мультимедийного комплекса актуальных искусств и RIGroup на «Винзаводе» инсталляция Ильи Трушевского «Сладкое» подарила позитивные (вплоть до самых детских) эмоции... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.05.2008
ИТАР-ТАСС
Сергей Женовач поставил «Битву жизни»
«Битву жизни», одну из рождественских повестей Диккенса -- по-моему, не самую удачную, ведь в ней нет ни традиционного диккенсовского юмора, ни увлекающих приключений, ни даже запоминающихся характеров, -- на первый взгляд вообще непонятно зачем ставить... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  26.05.2008
Каннский фестиваль подошел к концу
В тот момент, когда вы будете читать эту статью, обладатель «Золотой пальмовой ветви» 61-го Каннского кинофестиваля будет уже известен. Так что никаких прогнозов -- только новости последних трех дней, весьма причудливые и разнообразные... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама