|
|
N°90, 26 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сюрреальная механика
«Сладкое» на «Винзаводе»
Многим посетителям новых выставочных залов Мультимедийного комплекса актуальных искусств и RIGroup на «Винзаводе» инсталляция Ильи Трушевского «Сладкое» подарила позитивные (вплоть до самых детских) эмоции. Тонны насыпанного на пол сахарного песка и соли стали под ногами зрителей пустыней, по которой передвигались в бахилах, -- сперва осторожно, не веря в реальность, а потом даже пробуя в экстазе новую землю на вкус, словно небесную манну. В аквариумах в «пустыне-сахаре» сидели черепашки. Они сияли украшениями -- наклеенными на панцирь стразами; из фонтана посредине пустыни все прибывала пена, и распространялся клубничный аромат, не сразу распознаваемый запах моющего средства...
Проект может быть понят как ироническая социальная критика. Это описание царства гламура как приторно-сладкой пустыни, в которой зрители оказываются в роли легкомысленных искателей вечного наслаждения, припадающих к вечно бьющему и благоухающему розовому пенящемуся источнику (здесь не забудем и неодобрительное выражение «пена»).
«Сладкое» стоит сравнить с другой инсталляцией Трушевского -- «Вагоном», работой, которая была показана прошлой осенью в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» в Музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Те, кто провел в этой инсталляции даже несколько минут, не могли не почувствовать, как художник погружал зрителя в атмосферу ночного скорого поезда -- на столах подрагивали стаканы, по стене пробегали отблески света. Как кажется, нынешняя работа Трушевского тоже посвящена машинерии эмоций.
В инсталляции «Сладкое» перед нами скорее предтеча шестидесятнической психоделии -- сюрреалистическая механика. «Сладкое» пребывает в постоянном безостановочном движении: работает фонтан с розовой жидкостью, меняет свой размер и очертания пенное облако, ползет черепашка в аквариуме, ежесекундно меняют свой порядок кристаллики сахара, наконец, -- все эти незаметные и произвольные трансформации связывают работу с поэтикой сюрреализма.
Куратор Сергей Хачатуров в своей статье к выставке недаром упоминает барочные парки и скульптуру черепахи в садах Орсини близ Витербо. Этот образ можно усилить, добавив еще одно важное и для барочной эстетики, и для сюрреализма понятие анаморфозы, то есть «формы, напоминающей нечто», которая под взглядом смотрящего принимает узнаваемые образы и образует картину, готовую распасться при смене ракурса. Из этих форм в парках семнадцатого века складывались анаморфозы на героические сюжеты, но чаще бывали забавные...
В одной из первоначальных версий инсталляции «Сладкое» были конфеты, вылепленные из битума. Идея пугающей «фабрики грез» реализовалась сегодня иначе, но тоже эффектно.
Павел ГЕРАСИМЕНКО, Москва -- Санкт-Петербург