N°236 19 декабря 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
О бедном Федоте Сказке Леонида Филатова снова не удалось обрести достойное воплощение на экране
Всенародно любимая сказка Леонида Филатова о простоватом стрельце Федоте, его находчивой подруге Марусе, злом Царе и глупом Генерале увидела свет, страшно сказать, еще в 1986 году в журнале «Юность». Стихи из нее закрепились в повседневной речи, а сама сказка стала гвоздем репертуара школьных театров и пережила несколько экранизаций. Надо признать, режиссерам с трудом удавалось подлаживать ядовитую, хотя, без сомнения, остроумную, перестроечную сатиру под язык экрана. Самой успешной попыткой донести текст до телезрителя стал фильм 1988 года, выполненный в довольно минималистской манере. Там в условных «старорусских» декорациях Филатов, одетый в белоснежный костюм, один начитывал всю сказку. Этот то ли моноспектакль, то ли зафиксированный на пленку литературный вечер обрел статус канона, любые попытки «обогатить» литературную основу визуальным рядом оказывались, мягко говоря, спорными.
Обе полнометражные экранизации «Сказа» -- игровую и анимационную -- изготовила петербургская студия «СТВ». Зная это, мультик, который сейчас выходит на экраны (режиссер Людмила Стеблянко), можно назвать попыткой реабилитации. Дело в том, что «Сказ про Федота-стрельца» (2001) был удивительным упражнением отечественной режиссуры в трэше. Начинался он сходкой бомжей-мутантов, представляющих всю историю как плод токсического делирия. Помимо киберклошаров на экране появлялись летающие евреи, клоуны, явно заимствованные из передачи «Маски-шоу», а текст актеры порой даже пели. Ни один находящийся в здравом уме критик не написал позитивного отклика на тот фильм, хотя некоторые из текстов были весьма эмоциональны. Боюсь, что большинство рецензий на мультипликационную версию «Федота» будет и того лишено. Потому что, несмотря на ловкую мастеровитость, с которой сделан мультик, ничего, кроме зевоты, он, увы, не вызывает. Основная проблема в том, что, пытаясь хоть как-то разрядить трюками плотный, но довольно короткий текст, авторы фильма создают два совершенно независимых друг от друга смысловых поля. В одном звучит филатовская сказка, рисованные фигурки стараются попасть в ритм стиха; в другом те же персонажи, заполняя пространство между сюжетными точками, потешно топают из одного угла экрана в другой, что-то носят и зачем-то перемигиваются. Поля эти не имеют никакого отношения друг к другу. Вставные номера гораздо уместнее смотрелись бы в коротком фестивальном фильме, с которыми у «Федота» очевидное родство, тем более что и техника, в которой он сделан, не конвейерная -- перекладка. Но именно из-за нестыковок между знакомым текстом, непривычной техникой и явным замахом не только на большую кассу, но и на место в истории фильм оставляет впечатление эмоциональной пустоты. Ведь для тех, кто готов любоваться на движущиеся, как в «Ежике в тумане», отдельно друг от друга части тел персонажей, будут непонятны шутки про «Зенит» и сериал «Участок», на которые сделана ставка. А те, кто готов посмеяться над тем, как Сергей Безруков, озвучивающий Федота, исполняет здесь свою песню «Березы», вряд ли готовы считывать цитаты на живопись Арчимбольдо и старые мультики «Арменфильма». Получается, что фильм сделан для внутреннего потребления, для своих же коллег-аниматоров. Не особо обращая внимание на сюжет, они могут часами спорить, например, откуда «растет» яркая аляповатая фактура хитруковского Винни-Пуха: из живописи Шагала или из детсадовских рисунков. В «Федоте» же корни видны с первого взгляда -- лубок, налаченный до гламурного блеска. |
Открылся съезд Союза кинематографистов РФ Съезд кинематографистов, как и ожидалось, начался со скандала. Никита Михалков, пока еще председатель союза, отказался читать отчетный доклад, объяснив свою позицию тем, что съезд, по его мнению, собран незаконно, и это непременно подтвердит Минюст, а соблюдение протокола означало бы признание легитимности проводимого мероприятия... >>
Три награды в одном венском флаконе В 1996 году австрийский саксофонист Ханс Коллер получил первую в истории Австрии государственную премию за достижения в области джаза. Номинировал Коллера пианист и композитор Матиас Рюэгг, в середине 70-х собравший первый и впоследствии самый известный в мире джаз-бэнд эпохи постмодерна -- Венский арторкестр... >>
Об «Электронной почте» Сусанны Чернобровы «Удивительно, что самый прагматичный предмет на свете -- компьютер породил самое фантастическое явление -- электронную почту. Письмо доходит со скоростью взгляда. Ты просила «Новогоднее». Оно для меня, как фильм «Ирония судьбы», есть человек, который каждый год 31 декабря просит его прочесть»... >>
Сергей Шутов верен себе В Московском музее современного искусства (в Ермолаевском переулке) открылась выставка Сергея Шутова «Необходимое и необязательное» -- первая музейная персоналка художника, столь же культового, сколь и маргинального... >>
Сказке Леонида Филатова снова не удалось обрести достойное воплощение на экране Всенародно любимая сказка Леонида Филатова о простоватом стрельце Федоте, его находчивой подруге Марусе, злом Царе и глупом Генерале увидела свет, страшно сказать, еще в 1986 году в журнале «Юность». Стихи из нее закрепились в повседневной речи, а сама сказка стала гвоздем репертуара школьных театров и пережила несколько экранизаций... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|