N°234 17 декабря 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Вирус коллекционирования Новая книга о собирателях современного искусства
В конце ноября новая галерейная институция BAIBAKOV art projects представила новое выставочное пространство, расположенное в бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь». В конце прошлой недели в залах «Красного Октября» открылась масштабная экспозиция молодого искусства «Вторжение: Отторжение». О выставке разговор в следующих выпусках газеты. Сегодня -- о первом мероприятии BAIBAKOV art projects, презентации книги Луизы Бак и Джудит Грир «Искусство в собственность. Настольная книга коллекционера современного искусства». Две знаменитые представительницы международной артсцены (одна -- автор статей в The Art Newspaper, другая -- коллекционер) специально прибыли из Лондона, чтобы рассказать, что «обладание искусством -- это не только финансовые вложения, но и нечто внутри нас».
Книга, подготовленная BAIBAKOV art projects и агентством марка:ff при поддержке Fleming Family & Partners Asset Management выбрана не случайно: во-первых, в 2007 году она стала бестселлером на международной ярмарке Frieze Art Fair 2007, во-вторых, по мнению российских издателей, в ней содержится серьезный образовательный потенциал, необходимый для несформированного столичного рынка современного искусства. Каждая из пяти ее глав («Стать коллекционером», «Искусство», «Купить искусство», «Практическая сторона обладания», «Музеи и некоммерческие организации») обозначает характерные этапы и механизмы «жизни» коллекционера в мировом художественном пространстве, начиная с самого первого -- «Рождение коллекционера». Авторы книги отвечают на вопрос «Зачем вообще собирать?» и «Почему именно современное искусство?». Обсуждая плюсы и минусы вертикальной и горизонтальной стратегии коллекционирования, рассказывают «Как построить коллекцию». Рассматривая разные медиа, приводят «Замечания для коллекционера» -- на что следует особенно обратить внимание. В главе «Купить искусство» Луиза Бак и Джудит Грир исследуют артрынок («Современный рынок искусства, -- по их мнению, -- многоголовое чудовище») и формируют наиболее перспективные модели поведения, общения и позиционирования коллекционера на артсцене. Первичный и вторичный рынок, необходимость артконсультанта, обеспечение контакта между художниками и коллекционерами -- вот некоторые из многих тем, обсуждаемых в данной главе. Особенное внимание уделено авторами вопросам, связанным с «практической стороной обладания» произведением искусства (документация, транспортировка, хранение и уход, инсталлирование и т.д.). Причем важность этой «не самой яркой стороны коллекционирования» определяется «ответственностью по отношению к работам, авторам и вложениям самого собирателя». Конфликт между страстным и бескорыстным увлечением искусством и меркантильными, обусловленными финансовой привлекательностью, интересами прослеживается в каждой главе. Но наиболее интересно проявляется при рассмотрении институциональных связей. «...Если у человека есть средства на приобретение произведений искусства, то у него есть возможность -- или даже обязанность -- финансово поддерживать музей, -- пишут в книге Луиза Бак и Джудит Грир и добавляют: -- Коллекционер имеет ощутимые выгоды от связей с музеями». Впрочем, как бы ни были важны экономические аспекты коллекционирования, авторы неизменно подчеркивают: «Не покупайте с целью наживы». Текст книги сопровождается высказываниями авторитетнейших представителей артпространства. Взятые из самых разных источников реплики галеристов, художников, музейных сотрудников и коллекционеров (среди них Николас Серота, Роберт Сторр, Ганс Ульрих Обрист и Лиза Деннисон, Доминик де Мениль, Роберт Смитсон и Барбара Крюгер и многие-многие другие) создают необходимое для книги ощущение основательного понимания темы, погруженности в контекст. Однако от книги не стоит ждать конкретных рецептов, равно как и развернутой теории современного искусства. Отсутствие теоретических основ оправдано рекомендациями по самостоятельному изучению работ «близко и внимательно» и чтению исследовательской литературы. Это дает возможность авторам трактовать ценность произведения, например, с точки зрения его участия в различных выставках и ярмарках, игнорируя искусствоведческий контекст. Поэтому не стоит и надеяться, что после «Искусства в собственность» читатель сможет отличить работу современного художника от дизайнерской поделки или мусора, случайно принесенного посетителем в музей. Кроме того, многие интересные, но более частные темы так и остаются без рассмотрения. Следуя мнению Айвора Брака, частного дилера из Лондона («...ведь вы не станете делать себе операцию, а обратитесь к наилучшему специалисту»), Луиза Бак и Джудит Грир сразу отправляют потенциального собирателя за советом к профессионалу, будь то вопросы обрамления, транспортировки, хранения или реставрации. «Искусство в собственность», скорее, букварь, в котором прописан алфавит функционирования западного артрынка, а не учебник по истории искусств. Но даже с учетом этих минусов книга «Искусство в собственность» обладает одним удивительным свойством -- она действительно заражает коллекционированием произведений современных художников как навязчивой идеей. Особенно вдохновляющим выглядит пример супругов Фогель, почтового клерка Герберта и библиотекаря Дороти, сумевших собрать коллекцию работ нередко самых известных художников ХХ века. Антон и Анник Герберт сделали свое первое приобретение, картину Лоренса Вайнера, отложив покупку телевизора. Позицию «для коллекционера плохо быть богатым» разделяют Иван Москович и Рина Конти, молодые ученые, в коллекции которых лучшие работы Принса, Маккарти и др. Лишенное необходимости огромных финансовых вложений, собирательство гораздо доступнее. В связи с чем, по утверждению научного редактора издания Екатерины Деготь, «книга предназначена для всех, кто интересуется современным искусством». |
Кинематографисты готовятся переизбрать главу своего союза Седьмой съезд Союза кинематографистов РФ все же состоится на этой неделе. Вопрос о проведении съезда оставался открытым вплоть до понедельника, поскольку часть членов правления, включая председателя СК Никиту Михалкова, выступала за его перенос на следующий год и появление нового формата -- своего рода всероссийского схода кинематографистов... >>
«Искусство блистательной Порты» в Музеях Московского Кремля Сегодня состоится торжественная презентация, а в пятницу -- официальное открытие выставки ювелирного искусства Османской империи XVI -- XVII веков из собрания Музеев Московского Кремля. Генеральный партнер проекта -- ОАО «Газпромбанк»... >>
Итальянцы показали Малому театру, как ставить классику Малый театр, оплот публики консервативной и простодушной, похоже, очень тесно подружился «домами» с миланским театром «Пикколо» и лучше выдумать не мог. Только в октябре на большие гастроли в Малый приезжал великий и вечный стрелеровский «Слуга двух господ», а в декабре из Милана уже привезли «Дачную трилогию» того же Гольдони... >>
Смотрите с 18 декабря на экранах Москвы «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (Россия, 2008, Людмила Стеблянко). Экранизация культовой сказочной поэмы Леонида Филатова осуществлена студией «Мельница»... >>
Новая книга о собирателях современного искусства В конце ноября новая галерейная институция BAIBAKOV art projects представила новое выставочное пространство, расположенное в бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь». В конце прошлой недели в залах «Красного Октября» открылась масштабная экспозиция молодого искусства «Вторжение: Отторжение»... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|