|
|
N°234, 17 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вирус коллекционирования
Новая книга о собирателях современного искусства
В конце ноября новая галерейная институция BAIBAKOV art projects представила новое выставочное пространство, расположенное в бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь». В конце прошлой недели в залах «Красного Октября» открылась масштабная экспозиция молодого искусства «Вторжение: Отторжение». О выставке разговор в следующих выпусках газеты. Сегодня -- о первом мероприятии BAIBAKOV art projects, презентации книги Луизы Бак и Джудит Грир «Искусство в собственность. Настольная книга коллекционера современного искусства». Две знаменитые представительницы международной артсцены (одна -- автор статей в The Art Newspaper, другая -- коллекционер) специально прибыли из Лондона, чтобы рассказать, что «обладание искусством -- это не только финансовые вложения, но и нечто внутри нас».
Книга, подготовленная BAIBAKOV art projects и агентством марка:ff при поддержке Fleming Family & Partners Asset Management выбрана не случайно: во-первых, в 2007 году она стала бестселлером на международной ярмарке Frieze Art Fair 2007, во-вторых, по мнению российских издателей, в ней содержится серьезный образовательный потенциал, необходимый для несформированного столичного рынка современного искусства.
Каждая из пяти ее глав («Стать коллекционером», «Искусство», «Купить искусство», «Практическая сторона обладания», «Музеи и некоммерческие организации») обозначает характерные этапы и механизмы «жизни» коллекционера в мировом художественном пространстве, начиная с самого первого -- «Рождение коллекционера».
Авторы книги отвечают на вопрос «Зачем вообще собирать?» и «Почему именно современное искусство?». Обсуждая плюсы и минусы вертикальной и горизонтальной стратегии коллекционирования, рассказывают «Как построить коллекцию». Рассматривая разные медиа, приводят «Замечания для коллекционера» -- на что следует особенно обратить внимание. В главе «Купить искусство» Луиза Бак и Джудит Грир исследуют артрынок («Современный рынок искусства, -- по их мнению, -- многоголовое чудовище») и формируют наиболее перспективные модели поведения, общения и позиционирования коллекционера на артсцене. Первичный и вторичный рынок, необходимость артконсультанта, обеспечение контакта между художниками и коллекционерами -- вот некоторые из многих тем, обсуждаемых в данной главе.
Особенное внимание уделено авторами вопросам, связанным с «практической стороной обладания» произведением искусства (документация, транспортировка, хранение и уход, инсталлирование и т.д.). Причем важность этой «не самой яркой стороны коллекционирования» определяется «ответственностью по отношению к работам, авторам и вложениям самого собирателя».
Конфликт между страстным и бескорыстным увлечением искусством и меркантильными, обусловленными финансовой привлекательностью, интересами прослеживается в каждой главе. Но наиболее интересно проявляется при рассмотрении институциональных связей. «...Если у человека есть средства на приобретение произведений искусства, то у него есть возможность -- или даже обязанность -- финансово поддерживать музей, -- пишут в книге Луиза Бак и Джудит Грир и добавляют: -- Коллекционер имеет ощутимые выгоды от связей с музеями». Впрочем, как бы ни были важны экономические аспекты коллекционирования, авторы неизменно подчеркивают: «Не покупайте с целью наживы».
Текст книги сопровождается высказываниями авторитетнейших представителей артпространства. Взятые из самых разных источников реплики галеристов, художников, музейных сотрудников и коллекционеров (среди них Николас Серота, Роберт Сторр, Ганс Ульрих Обрист и Лиза Деннисон, Доминик де Мениль, Роберт Смитсон и Барбара Крюгер и многие-многие другие) создают необходимое для книги ощущение основательного понимания темы, погруженности в контекст.
Однако от книги не стоит ждать конкретных рецептов, равно как и развернутой теории современного искусства. Отсутствие теоретических основ оправдано рекомендациями по самостоятельному изучению работ «близко и внимательно» и чтению исследовательской литературы. Это дает возможность авторам трактовать ценность произведения, например, с точки зрения его участия в различных выставках и ярмарках, игнорируя искусствоведческий контекст. Поэтому не стоит и надеяться, что после «Искусства в собственность» читатель сможет отличить работу современного художника от дизайнерской поделки или мусора, случайно принесенного посетителем в музей.
Кроме того, многие интересные, но более частные темы так и остаются без рассмотрения. Следуя мнению Айвора Брака, частного дилера из Лондона («...ведь вы не станете делать себе операцию, а обратитесь к наилучшему специалисту»), Луиза Бак и Джудит Грир сразу отправляют потенциального собирателя за советом к профессионалу, будь то вопросы обрамления, транспортировки, хранения или реставрации. «Искусство в собственность», скорее, букварь, в котором прописан алфавит функционирования западного артрынка, а не учебник по истории искусств.
Но даже с учетом этих минусов книга «Искусство в собственность» обладает одним удивительным свойством -- она действительно заражает коллекционированием произведений современных художников как навязчивой идеей. Особенно вдохновляющим выглядит пример супругов Фогель, почтового клерка Герберта и библиотекаря Дороти, сумевших собрать коллекцию работ нередко самых известных художников ХХ века. Антон и Анник Герберт сделали свое первое приобретение, картину Лоренса Вайнера, отложив покупку телевизора. Позицию «для коллекционера плохо быть богатым» разделяют Иван Москович и Рина Конти, молодые ученые, в коллекции которых лучшие работы Принса, Маккарти и др. Лишенное необходимости огромных финансовых вложений, собирательство гораздо доступнее. В связи с чем, по утверждению научного редактора издания Екатерины Деготь, «книга предназначена для всех, кто интересуется современным искусством».
Алексей МАСЛЯЕВ