N°234
17 декабря 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.12.2008
Два столетия без войны
«Искусство блистательной Порты» в Музеях Московского Кремля

версия для печати
Сегодня состоится торжественная презентация, а в пятницу -- официальное открытие выставки ювелирного искусства Османской империи XVI -- XVII веков из собрания Музеев Московского Кремля. Генеральный партнер проекта -- ОАО «Газпромбанк».

Выставка восхитительна по нескольким причинам. Как рассказала мне сокуратор Ольга Мельникова, такой совершенной и отлично сохранившейся коллекции турецкого искусства XVI -- XVII веков не сыщешь ни в одном другом европейском городе. Объясняется это мирным, бесконфликтным сосуществованием России и Османской империи на протяжении двух столетий. В XVI, а особенно в XVII столетии, во время правления царя Алексея Михайловича, торговые, как следствие, художественные контакты Турции и России были максимальными. Именно в это время кристаллизовался своеобычный стиль ювелирного искусства Турции. Благодаря сложению того, что сегодня называется артрынком, в произведениях турецких мастеров очевидна активная ассимиляция разных традиций, включая русское Средневековье. Так что мирная эпоха оказалась феерически плодотворной в смысле диалога и взаимообогащения культур.

В Одностолпной палате Музеев Кремля выставлены прежде всего те предметы, которые в торговом рейтинге с Портой лидировали: ткани, драгоценные царские уборы, парадное оружие, конское убранство. Один из главных предметов коллекции -- торжественное архиерейское облачение -- саккос из белого золотного атласа с вытканным изображением Богоматери Воплощение в рост (Мария изображена в рост и держит на груди младенца Христа, благословляющего обеими руками, по сторонам -- ангелы) в обрамлении пришедших из народного творчества тюркских племен цветов шиповника и тюльпана. Оплечье, зарукавья, подольник, посторонники саккоса изготовлены из итальянской камки и украшены жемчужным шитьем. На оплечье сверкают киоты с изображением православных праздников и святых. Помимо шитья и ткачества использованы техники эмали, скани, черни... Саккос был изготовлен в 1583 году для московского митрополита Дионисия по повелению Ивана Грозного как поминальный вклад царя-отца, потерявшего наследника-сына (в 1581 году старший сын Грозного Иван погиб, как принято считать, от руки самого разъяренного Грозного).

Саккос сегодня можно было бы назвать культурным палимпсестом -- текстом, сквозь строчки которого проступают иные письмена. Слой за слоем мы восстанавливаем синтаксис исторического послания и узнаем немало интересного о том, как -- в терминологии древних документов -- «строили сак» (саккос). Оказывается, христианские образы, созданные турецкими художниками, для того времени не редкость. В текстильном, ювелирном производстве Стамбула, других городов Османской империи существовали центры, специализировавшиеся на изготовлении экспортных предметов. Помимо тканей на выставке можно увидеть клинки двух сабель конца XVII века, украшенные изображением Богоматери с младенцем, святого Георгия Победоносца. Кресты видны и на саблях, и на церковных золотых запонах, и на инкрустированных драгоценными камнями золотых блюдах.

После знакомства с памятниками корректируешь свое стереотипное понимание политической ситуации далекого прошлого. Ведь вот официально существовало производство, специализирующееся на работе с христианским миром. Куратор выставки И.И. Вишневская в статье солидного каталога выставки обращает внимание на древние документы, согласно которым в середине XVI века в Стамбуле было 40 тыс. христианских домов при 60 тыс. мусульманских. А в предместьях столицы находился двор константинопольского патриарха, поддерживающего связи с православным миром. И представители православного патриархата и епископата часто вместе с турецкими купцами входили в состав турецких посольств, посещавших Россию.

Запечатленная в чудесах ювелирного искусства модель толерантного, мирного сосуществования разных цивилизаций просуществовала недолго. В XVIII веке взошедшие на дрожжах имперского фундаментализма амбиции политиков привели к новому этапу конфронтации двух стран.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.12.2008
Кинематографисты готовятся переизбрать главу своего союза
Седьмой съезд Союза кинематографистов РФ все же состоится на этой неделе. Вопрос о проведении съезда оставался открытым вплоть до понедельника, поскольку часть членов правления, включая председателя СК Никиту Михалкова, выступала за его перенос на следующий год и появление нового формата -- своего рода всероссийского схода кинематографистов... >>
  • //  17.12.2008
«Искусство блистательной Порты» в Музеях Московского Кремля
Сегодня состоится торжественная презентация, а в пятницу -- официальное открытие выставки ювелирного искусства Османской империи XVI -- XVII веков из собрания Музеев Московского Кремля. Генеральный партнер проекта -- ОАО «Газпромбанк»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.12.2008
Итальянцы показали Малому театру, как ставить классику
Малый театр, оплот публики консервативной и простодушной, похоже, очень тесно подружился «домами» с миланским театром «Пикколо» и лучше выдумать не мог. Только в октябре на большие гастроли в Малый приезжал великий и вечный стрелеровский «Слуга двух господ», а в декабре из Милана уже привезли «Дачную трилогию» того же Гольдони... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  17.12.2008
Смотрите с 18 декабря на экранах Москвы
«Про Федота-стрельца, удалого молодца» (Россия, 2008, Людмила Стеблянко). Экранизация культовой сказочной поэмы Леонида Филатова осуществлена студией «Мельница»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.12.2008
Новая книга о собирателях современного искусства
В конце ноября новая галерейная институция BAIBAKOV art projects представила новое выставочное пространство, расположенное в бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь». В конце прошлой недели в залах «Красного Октября» открылась масштабная экспозиция молодого искусства «Вторжение: Отторжение»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика