N°36
02 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.03.2006
Сергей Хачатуров
Разоблачение в облаках
Выставка в честь 250-летия русского театра в Литературном музее Пушкина

версия для печати
В том, что театр в пушкинскую эпоху был и зеркалом мира, и наиглавнейшим из искусств, и неким кодом, ключом понимания жизни, -- поймет не только взрослый, но даже карапуз. Лекции Юрия Михайловича Лотмана СМИ транслируют с завидной регулярностью. Интересно другое: понять работу механизма культуры в самом что ни на есть буквальном смысле -- в образе сценической машинерии XVIII -- начала XIX столетия. В Литературный музей А.С. Пушкина на Пречистенке пожаловал гость -- музей-усадьба «Останкино». Привез десяток сценических чудес -- от люльки для «Бога из машины», появляющегося в нужное время и в нужном месте спектакля, до машины грома: двух крутящихся на деревянном резонаторе зубчатых колес. Музей Пушкина дополнил диковинки портретами актрис, актеров, музыкантов, драматургов и танцоров пушкинской поры, программками, либретто, париками и лорнетами. И вышла славная выставка «...В тени кулис...».

Оба музея -- и Пушкина, и «Останкино» -- являются членами Ассоциации исторических театров Европы. Выставка театральных артефактов проходит в рамках Второго международного музейного фестиваля исторических театров Европы «Театр XVIII века: техника и технология».

Этот проект-разоблачение, представляющий нам остов, скелет всех возвышенных концепций о влиянии театра на мировой разум и судьбы человечества, воспринимается куда как современно. Он сродни языку московского концептуализма, обнажающего до первичных микро- и макросхем понятийные клише речи и мысли. Вот ты входишь в зал, садишься в люльку, укутанную облаками на фоне аляповатого синего небесного задника, добрые товарищи крутят ручку, мотают канат, и ты медленно возносишься к ярко-желтому солнцу, превращаешься в бога из машины (Deus ex machina), получая свои несколько минут славы. И Кабаков не придумывал «разоблачения в облаках» столь радикального. Чудесна также модель старинной машины волн: обмотанные изумрудной фольгой спиралевидные валы при одновременном вращении волнообразно движутся. Если представить, что между ними в древних спектаклях протягивали деревянный кораблик, -- то меркнут даже живописные иллюзии великого мариниста Ивана Айвазовского. Модель машины ветра состоит из большого барабана с тканью. Ткань крутится, трется о барабан и шуршит. Машина дождя управлялась с помощью металлических горошин, падающих на дно коробки. Изобретателен и механизм перемены декораций: кулисы -- деревянные рамки с раскрашенным экраном -- катаются на роликах в специальных прорезях сцены. Крутишь ручку, вертится шпиндель-шпиль под сценой, и декорация меняется. Один ряд кулис с дворцовым интерьером отъезжает за пределы видимости, его сменяет другой -- с лесом или парком. Модели специально сделаны к выставке, и чудесно, что в данном случае привычное музейное табу «руками не трогать» решительно нарушается. Трогать, крутить, вертеть не можно, а нужно. Так что «...В тени кулис...» -- отличный сценарий для семейного похода. И недурной повод задуматься об анатомии мечты, что не умаляет, а лишь укрепляет способность воображения.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  02.03.2006
Михаил ГУТЕРМАН
Ансамбль Opus posth. и Театр «Тень» сыграли русскую оперу XVIII века
Татьяна Гринденко с ее ансамблем, Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская с их театром -- люди удивительные. Все, что они делают, внешне выглядит очень хрупким, но их работу словно бы окружает некое защитное поле... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  02.03.2006
В Третьяковской галерее открывается выставка русского символизма
Символичен сам факт того, что выставка о художниках, исповедовавших на рубеже XIX--XX столетий идею двоемирия, открывалась дважды. Сперва в мире прагматичном и здравомыслящем: в Западной Европе, в Брюсселе, в рамках фестиваля «Европалия», осенью 2005 года... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  02.03.2006
Сергей Хачатуров
Выставка в честь 250-летия русского театра в Литературном музее Пушкина
В том, что театр в пушкинскую эпоху был и зеркалом мира, и наиглавнейшим из искусств, и неким кодом, ключом понимания жизни, -- поймет не только взрослый, но даже карапуз. Лекции Юрия Михайловича Лотмана СМИ транслируют с завидной регулярностью... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  02.03.2006
До вручения «Оскара» осталось три дня
Церемония вручения призов Американской академии киноискусства пройдет в семьдесят восьмой раз. Ведущим церемонии впервые станет практически неизвестный по нашу сторону Атлантики, но чрезвычайно популярный в Америке комик Джон Стюарт... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  02.03.2006
Коллекция Валерия Дудакова и Марины Кашуро
Можно сказать, что проходящая в Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина выставка образцового по качеству собрания сделана также образцово. Представлены наиболее характерные и лучшие экспонаты коллекции... >>
//  читайте тему:  Выставки
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика