N°236 21 декабря 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Воздушные дальнобойщики 25 лет назад совершил свой первый полет самый мощный самолет в мире
Дальняя авиация Военно-воздушных сил России в эти дни отмечает две даты: 92 года со дня образования и четверть века с момента первого подъема в воздух своего флагмана и самого мощного самолета в мире -- Ту-160.
Начиналось все с 23 декабря 1914 года, когда «высочайшим соизволением» императора Николая II была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». Сегодня дальняя авиация -- одно из основных средств сдерживания, в том числе ядерного. И регионального, и стратегического уровней. Еще не так давно дальняя авиация была единственным средством доставки ядерного оружия, долгое время с ее помощью Советский Союз и Россия поддерживали ядерный паритет с Западом. Теперь она часть российской ядерной триады наряду с Ракетными войсками стратегического назначения и атомным флотом. «Стратегические ракетоносцы способны наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара», -- говорит генерал-лейтенант Игорь Хворов. Любопытно, что к достоинствам крылатых стратегов в отличие от других компонентов стратегических сил сдерживания специалисты относят возможность «демонстрировать решимость применения своего оружия». Способ проверенный. В 1986 году американцы разместили в Западной Европе ракеты «Першинг-2». В ответ наши стратегические Ту-95МС стали дежурить в воздухе у берегов США и Канады. Через три года американцы «Першинги» из Европы убрали -- от греха подальше. В советское время в боевом составе дальней авиации числилось десять тяжелых бомбардировочных авиационных дивизий, 25 ударных полков. Сегодня несопоставимо меньше. В апреле 1998 года дальняя авиация (прежде название писали с прописной) преобразована в 37-ю воздушную армию Верховного главнокомандования (специального назначения). Ее соединения и части базируются на территории 23 субъектов федерации. Летчики дальней авиации относят себя к основным дальнобойным средствам верховного главнокомандующего -- президента страны. На вооружении «воздушных дальнобойщиков» сегодня три типа самолетов -- Ту-92МС, Ту-22М3 и Ту-160 -- основного самолета дальней авиации. Его главный конструктор Валентин Близнюк рассказывает: «Работы по Ту-160 начались еще в начале 50-х. Все эти годы шла выработка концепции, создавался научно-технический задел. Этого требовали уникальные характеристики самолета. 19 декабря 1975 года вышло постановление правительства, и было создано новое уникальное производство, равных которому нет в мире до сих пор. Это новые станки, оборудование, материалы, технологии. В создании участвовали все ведущие авиапредприятия, а собирали самолет в Казани». Впервые Ту-160 взлетел 18 декабря 1981 года. Командиром экипажа был выдающийся летчик Борис Веремей. Его ставят в один ряд с такими воздушными корифеями, как Громов и Чкалов. 25 декабря Веремею исполнился бы 71 год. Его имя в прошлом году получил самый «продвинутый» из Ту-160. Характеристики самолета, кстати, не превзойдены до сих пор. Валентин Близнюк надеется, что никто не обгонит их по крайней мере до середины столетия. А ведь судьба самого мощного самолета в мире однажды вообще висела на волоске. В 1992 году было продекларировано: Россия отказывается от производства тяжелых стратегических самолетов. Конструктор Близнюк обратился лично к президенту Борису Ельцину, убедил его не крушить уникальную машину, и производство Ту-160 было продолжено. А могло быть иначе. Сегодня на вооружении дальней авиации -- полностью укомплектованный полк Ту-160. Было бы больше, но основная группировка таких самолетов осталась на Украине -- просто была брошена тогдашним российским руководством. Только с приходом Владимира Путина, говорит Валентин Близнюк, часть самолетов возвратили. Очередная машина, уже с завода, получена в этом году. Однако в ближайшие годы новых «бортов» не ожидается. И новых разработок пока тоже нет. Силы и средства уходят главным образом на то, чтобы восстановить разрушенную кооперацию авиационных предприятий. Курс взят на модернизацию и довооружение уникального ракетоносца, имеющего для этого большие возможности. Генерал Хворов считает, что 30 лет для такого самолета -- не возраст. Часть специалистов полагает, что Ту-160 и вообще стратегические ракетоносцы в силу размеров и небольших скоростей -- легкая добыча для современных средств ПВО. Спешим успокоить российских налогоплательщиков: самолеты дальней авиации вооружены крылатыми ракетами типа «длинная рука», их можно пускать по цели, не выходя из своего воздушного пространства или не заходя в районы, где свирепствует противовоздушная оборона противника. Ну а если все же потребуется выйти в опасный район, Ту-160 будут сопровождать истребители. Кроме того, на ракетоносце есть средства радиопротиводействия. Планов сокращения дальней авиации у государства нет. И командование 37-й армии думает о кадрах. 23 декабря в одной из московских школ пройдет посвящение школьников в кадеты. Естественно, авиационные.
Роман Абрамович попросил у президента отставки Вчера Роман Абрамович обратился к Владимиру Путину с просьбой о досрочном прекращении своих полномочий губернатора Чукотского автономного округа... >>
Роман Абрамович не откажется от российских проектов «У него накопилась усталость от руководства Чукоткой, и он решил в конце концов больше времени уделять бизнесу» -- так вчера сказал «Времени новостей» источник в окружении Романа Абрамовича, комментируя прошение олигарха об отставке с поста губернатора ЧАО... >>
Сергей Лавров представил обзор внешней политики России Вчера министр иностранных дел Сергей Лавров подвел итоги деятельности российской дипломатии за «непростой» 2006 год... >>
Вице-премьер Александр Жуков отчитался перед Думой о благополучии россиян Окончательное погашение Россией долга Парижскому клубу в 2006 году сыграло важнейшую роль в борьбе с бедностью, уверены в правительстве... >>
25 лет назад совершил свой первый полет самый мощный самолет в мире Дальняя авиация Военно-воздушных сил России в эти дни отмечает две даты: 92 года со дня образования и четверть века с момента первого подъема в воздух своего флагмана и самого мощного самолета в мире -- Ту-160... >>
Михаил Мишустин возглавил агентство по особым экономическим зонам Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами («РосОЭЗ») после трехмесячного перерыва наконец получило нового руководителя... >>
Валентине Матвиенко передоверили Петербург Валентина Матвиенко вчера стала губернатором Петербурга на ближайшие пять лет. Городской парламент утвердил ее кандидатуру на повторный губернаторский срок... >>
Депутаты упростили налоговую амнистию Закон, вводящий упрощенный порядок декларирования доходов, более известный под неофициальным названием «налоговая амнистия», вчера принят Госдумой во втором, решающем чтении. Амнистия продлится десять месяцев и будет проводиться при полной анонимности... >>
Центризбирком подвел финансовые итоги года В среду Центральная избирательная комиссия рассказала, сколько денег за первое полугодие 2006 года российские политические партии потратили на свою деятельность, а также сколько средств понадобится на проведение двух федеральных кампаний -- выборов в Государственную думу в 2007 году и президента в 2008-м... >>
Российская власть до сих пор не определилась с экономической моделью В нашей политической жизни в последнее время несколько остыли споры об экономике. В 90-е годы прошлого века каждый считал своим долгом обязательно рассказать о своих экономических воззрениях, обличить противников и их экономические взгляды... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|