N°69 21 апреля 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Заправляйте, хлопцы, коней Президенты вмешались в российско-украинский бензиновый конфликт
Владимиру Путину и Виктору Ющенко вчера пришлось вмешаться в конфликт между официальным Киевом и российскими нефтяниками, работающими на Украине, -- ЛУКОЙЛом и ТНК-ВР. Как известно, на днях кабинет Юлии Тимошенко ввел госрегулирование цен на бензин и дизельное топливо, а антимонопольный комитет начал расследование против компаний, обвиняя их в картельном сговоре. Нефтяники же пожаловались на ситуацию российскому премьеру Михаилу Фрадкову, и он, судя по всему, обсуждал вчера ее с Владимиром Путиным.
Как сообщила вчера вечером кремлевская пресс-служба, Владимир Путин и Виктор Ющенко «обсудили по телефону практические вопросы двустороннего сотрудничества»: «Президент Украины информировал о планах предстоящих встреч с руководителями ряда крупных российских нефтяных компаний в целях нахождения совместных, взаимоприемлемых, рыночных решений имеющихся проблем». Слова «совместные, взаимоприемлемые, рыночные» указывают на то, что в ближайшие дни украинские власти могут прекратить атаку на российских нефтяников. Вопрос только - в обмен на что? Российские нефтяные компании занимают две трети рынка нефтепродуктов Украины. ЛУКОЙЛ владеет Одесским НПЗ, ТНК-ВР -- Лисичанским, «Укртатнафта» («дочка» «Татнефти») -- Кременчугским, Группа «Альянс» совместно с «Казахойл» -- Херсонским. Телефонному разговору президентов двух стран предшествовала бурная отповедь г-жи Тимошенко в адрес ТНК-ВР и ЛУКОЙЛа. «Никто не будет воспитывать правительство никакими пресс-конференциями (накануне была проведена пресс-конференция руководства украинского подразделения ТНК-ВР. -- Ред.). К диалогу мы готовы. Завтра я встречаюсь с руководством ТНК-ВР, послезавтра -- с руководством ЛУКОЙЛа». По ее словам, процесс переговоров правительства с компаниями проходит "очень тяжело": "Они хотят оставить руку не на пульсе, а на горле. Полагаю, эту философию нужно менять», -- заявила г-жа Тимошенко. Она отметила, что при приватизации украинских нефтепродуктов предпочтение было отдано российским нефтекомпаниям с учетом того, что они не только перерабатывают нефть, но и добывают ее. Таким образом Украина планировала обеспечить стабильность поставок нефтепродуктов. «Одна власть уходит, другая приходит, и кому-то кажется, что на этих переходах они могут устраивать вакханалию и зарабатывать сверхприбыли, -- заявила г-жа Тимошенко. -- На Украине так не будет -- будут честные партнерские отношения. Со временем не останется монополий, не контролируемых государством». Еще более жестко вчера высказывался вице-премьер Украины Николай Томенко: «Сегодня правительство начало жесткую защиту потребителя в отношениях с одной и другой категорией участников рынка, -- цитирует его Интерфакс. -- Правительство сделает все, чтобы не допустить, чтобы несколько финансово-промышленных групп контролировали энергетический рынок Украины. Между прочим, надо было бы пересмотреть инвестобязательства тех людей, которые выкупали стратегические предприятия, и мы это сейчас делаем». Он назвал ошибкой прежней власти продажу стратегических предприятий в обмен на политическую лояльность, в том числе и в отношениях между странами. «Исправление этих ошибок должно быть таким, чтобы наши партнеры в России понимали, что мы не проводим какую-то недружественную политику, а пытаемся просто убедить бизнесменов, что российский, американский, польский и украинский бизнесмен должны жить по одним правилам -- они называются законы Украины». Очевидно, руководители украинского правительства пеняли российским нефтяникам за то, что они, во-первых, прекратили торговать бензином по установленным государством ценам, что едва не привело к дефициту топлива, а во-вторых, за то, что пожаловались Михаилу Фрадкову. ТНК-ВР остановила реализацию своей продукции на 51 своей АЗС. А учитывая, что принадлежащий ей Лисичанский НПЗ находится на ремонте, то 1000 заправок, которые по договору работают под ее брендом и обязаны приобретать продукцию на ЛИНОСе, тоже оказались не у дел. А в письме российскому премьеру нефтяники написали: "На высоком правительственном уровне обсуждается возможность реприватизации нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих российским компаниям, в частности, Лисичанского НПЗ, а плановая остановка на ремонт Лисичанского и Херсонского НПЗ объявляется чуть ли ни главной причиной роста цен на нефтепродукты. При этом решения по директивному регулированию рынка нефти и нефтепродуктов принимаются правительством Украины вне рамок диалога с нефтепереработчиками". Впрочем, ситуация, сложившаяся на бензиновом рынке Украине, по сути, ни чем не отличается от тех проблем, с которыми уже второй год сталкиваются потребители сырья во всем мире. Дело в том, что нефть продолжает дорожать -- в последнее время ее цена практически не опускается ниже отметки в 50 долл. за баррель. Вслед за этим растет и стоимость нефтепродуктов -- акциз зависит от цены на нефти, да и нефтяникам выгоднее экспортировать сырье в Европе, нежели перерабатывать его в России или на Украине на морально устаревших заводах. Проблему обостряет сезонное подорожание топлива накануне начала весенних сельскохозяйственных работ, когда спрос на него резко увеличивается. Однако если в России все еще думают, как рыночным способом решать бензиновую проблему, то на Украине стали пользоваться сугубо советскими методами -- установив максимальные розничные цены и запретив экспорт. Хотя еще в феврале Виктор Ющенко, встречаясь с представителями российского бизнеса, обещал создание рыночных условий и честных правил игры в обмен на добросовестную уплату налогов. Нефтяники утверждают, что налоги они платили полностью и в срок. Хотя и пожаловались на украинских чиновников в письме г-ну Фрадкову, что те увеличивают налоговое давление на НПЗ, а также тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Правда, в прошлом году перед выборами нефтяники согласились поступиться своей рентабельностью по просьбе правительства Леонида Кучмы. Теперь же они решили вернуться к рыночным условиям работы. Г-жа Тимошенко заявила вчера, что сложившаяся ситуация дает основания задуматься, как Украина должна строить свою энергетическую независимость. Возможно, вчерашний телефонный разговор Владимира Путина и Виктора Ющенко, а также встречи с руководителями ТНК-ВР и ЛУКОЙЛа помогут найти ответ на этот вопрос. |
Президенты вмешались в российско-украинский бензиновый конфликт Владимиру Путину и Виктору Ющенко вчера пришлось вмешаться в конфликт между официальным Киевом и российскими нефтяниками, работающими на Украине, -- ЛУКОЙЛом и ТНК-ВР. Как известно, на днях кабинет Юлии Тимошенко ввел госрегулирование цен на бензин и дизельное топливо, а антимонопольный комитет начал расследование против компаний, обвиняя их в картельном сговоре... >>
Андрей Шаронов пропустит газ на биржу Двухлетняя борьба «Газпрома» за право продавать часть газа по свободным ценам близка к завершению. Преодолено последнее препятствие на пути концерна к его заветной мечте -- Минэкономразвития вчера публично одобрило эту идею... >>
Клиентов региональной авиакомпании вывозят чартерами «Аэрофлот» организовал вчера два внеплановых рейса в Калининградскую область, чтобы доставить пассажиров компании «Калининградавиа», деятельность которой приостановлена Федеральной службой по надзору в сфере транспорта («Ространснадзор»)... >>
Российские юристы намерены занять ниши иностранных компаний Российский рынок юридических услуг переживает период острой конкурентной борьбы... >>
Западные авиастроители надеются помириться без посторонних Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу выразил вчера надежду, что Европейский союз и США смогут полюбовно разрешить конфликт по поводу государственных субсидий национальным авиастроительным компаниям... >>
Независимые АЗС обвинили Вагита Алекперова в демпинге Баталии по поводу цен на бензин развернулись между независимыми розничными торговцами и ЛУКОЙЛом. Владельцы АЗС, не аффилированные с вертикально интегрированными холдингами, обвинили нефтяную компанию Вагита Алекперова в демпинге и пожаловались на нее в Федеральную антимонопольную службу (ФАС)... >>
Компания обвиняет правительство в затягивании реформы Продолжение железнодорожной реформы, которую ранее называли наиболее успешной среди преобразований российских монополий, оказалось под вопросом. Руководство «Российских железных дорог» вчера обвинило правительство в необоснованном затягивании второго этапа реформы железнодорожной отрасли... >>
Такой выход из складывающейся не очень благоприятной ситуации для бизнеса на Украине видят некоторые местные предприниматели... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|