N°63
13 апреля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.04.2005
Политический нефтяной маршрут
Подписан меморандум о строительстве трубопровода Бургас--Александруполис

версия для печати
Болгария, Греция и Россия вчера в Софии наконец подписали меморандум о строительстве трубопровода из болгарского Бургаса в греческий Александруполис, который станет альтернативой перевозкам сырья через проливы Босфор и Дарданеллы. Правда, в России пока не воспринимают дальнейшую реализацию проекта как нечто само собой разумеющееся: министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на пресс-конференции подчеркнул, что «работа над проектом только начинается, и в дальнейшем ключевая роль будет принадлежать бизнес-структурам, заинтересованным в использовании этого трубопровода». В пресс-службе Минпромэнерго также отмечают, что подписанный документ лишь «даст политический старт переговорам». По мнению экспертов в нефтяной отрасли, проект строительства по-прежнему вызывает множество вопросов, кроме того, пока нефтяные компании не дали гарантий прокачки своей нефти по этому маршруту.

Проектная протяженность трассы должна составить 280 км. Ориентировочная стоимость -- около 783 млн евро. Пропускная способность планируется на уровне 35 млн тонн нефти в год с возможностью увеличения до 50 млн. В рамках проекта предусмотрена технология последовательной перекачки нефти разных сортов. Как отмечают в Минпромэнерго, со стороны России в группу компаний, заинтересованных в реализации проекта, входят ЛУКОЙЛ, «Роснефть», ТНК-ВР, «Транснефть», «Стройтрансгаз», «Совкомфлот». «По оценке этой рабочей группы, годовой эффект для нефтяной отрасли за счет разницы в стоимости транспортировки по трубопроводу по сравнению с транспортировкой через проливы может составить около 1 млрд долл. в год», -- говорится в заявлении министерства. Правда, чиновники при этом не указывают, каким должен быть тариф на прокачку сырья.

По мнению г-на Христенко, «для понимания перспектив» прокладки трубопровода нужно учитывать два фактора -- экономически эффективный тариф и наличие сырья. Теперь, после подписания политических деклараций, финансовые вопросы с Грецией и Болгарией будут решать нефтяники, прежде всего ТНК-ВР, уже заявившая об интересе к проекту.

По данным, представленным группой компаний, проект должен финансироваться на 20% за счет участников и на 80% -- за счет заемных средств. В марте исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан заявлял, что его холдинг намерен в течение полугода подготовить обоснование инвестиций по проекту, чтобы привлекать к нему заинтересованные компании в России и Казахстане.

По мнению аналитика агентства Argus Натальи Борцовой, «в данный момент слишком много неопределенного в отношении того объема нефти, который будет транспортироваться через турецкие проливы». Во-первых, Украина вновь заговорила о необходимости использовать трубу Одесса--Броды в прямом направлении -- транспортировать каспийскую нефть в Европу (пока, наоборот, российские нефтяники поставляют свое сырье в Одессу). Во-вторых, продолжает г-жа Борцова, расширение Каспийского трубопроводного консорциума (по этому трубопроводу нефть ChevronTexaco с месторождения Тенгиз поставляется в Новороссийск) до 62 млн тонн в год под вопросом. Ведь купив Unocal (которому принадлежит 8,9% в проекте Баку--Джейхан), ChevronTexaco с 2006 года планирует направлять 6--8 млн тонн в год тенгизской нефти в Джейхан. «Из участников инициативной группы компаний, поддерживающей Бургас--Александруполис, экспортерами являются только ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ и «Роснефть», -- говорит эксперт. -- Но ЛУКОЙЛ неоднократно заявлял, что его мало интересует этот проект, так как он продает нефть на свои черноморские НПЗ. Думаю, некий переломный момент наступит, когда «Газпром» и «Роснефть» (закончив объединение. -- Ред.) определят, кто, что и куда будет экспортировать. Учитывая объемы нефти и политическое влияние этих компаний, можно сказать, что если одна из них однозначно поддержит проект Бургас--Александруполис, он сдвинется с места», -- считает г-жа Борцова.
Денис РЕБРОВ


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  13.04.2005
"Время новостей"
Проект нового закона «О недрах» на этой неделе должен вернуться в правительство после доработки. Министерство природных ресурсов должно внести в документ ряд «технических» поправок... >>
  • //  13.04.2005
Денис Гришкин
СУАЛ собирается реализовать в России и СНГ несколько мегапроектов
Президент «СУАЛ-холдинга» Брайан Гилбертсон представил на Российском экономическом форуме в Лондоне программу развития компании на ближайшую перспективу. СУАЛ, по его словам, намерен более тесно сотрудничать со своим прямым конкурентом -- РУСАЛом... >>
  • //  13.04.2005
Денис Синяков
Вашингтон пытается получить гарантии доступа к запасам газа в России
Посол США в России Александр Вершбоу вчера озвучил цену входа российских компаний на американский рынок газа. По его словам, российским партнерам, во-первых, следует поторопиться, чтобы успеть в открывающееся на рынке «окно возможностей»... >>
  • //  13.04.2005
«Газпром» не пустит в Китай газ Ковыктинского месторождения
«Газпром» вчера объявил свою позицию по освоению газового потенциала Восточной Сибири. По словам зампреда правления концерна Александра Ананенкова, компания будет настаивать на реализации так называемого варианта «Восток»... >>
  • //  13.04.2005
Подписан меморандум о строительстве трубопровода Бургас--Александруполис
Болгария, Греция и Россия вчера в Софии наконец подписали меморандум о строительстве трубопровода из болгарского Бургаса в греческий Александруполис, который станет альтернативой перевозкам сырья через проливы Босфор и Дарданеллы... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика