|
|
N°63, 13 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политический нефтяной маршрут
Подписан меморандум о строительстве трубопровода Бургас--Александруполис
Болгария, Греция и Россия вчера в Софии наконец подписали меморандум о строительстве трубопровода из болгарского Бургаса в греческий Александруполис, который станет альтернативой перевозкам сырья через проливы Босфор и Дарданеллы. Правда, в России пока не воспринимают дальнейшую реализацию проекта как нечто само собой разумеющееся: министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на пресс-конференции подчеркнул, что «работа над проектом только начинается, и в дальнейшем ключевая роль будет принадлежать бизнес-структурам, заинтересованным в использовании этого трубопровода». В пресс-службе Минпромэнерго также отмечают, что подписанный документ лишь «даст политический старт переговорам». По мнению экспертов в нефтяной отрасли, проект строительства по-прежнему вызывает множество вопросов, кроме того, пока нефтяные компании не дали гарантий прокачки своей нефти по этому маршруту.
Проектная протяженность трассы должна составить 280 км. Ориентировочная стоимость -- около 783 млн евро. Пропускная способность планируется на уровне 35 млн тонн нефти в год с возможностью увеличения до 50 млн. В рамках проекта предусмотрена технология последовательной перекачки нефти разных сортов. Как отмечают в Минпромэнерго, со стороны России в группу компаний, заинтересованных в реализации проекта, входят ЛУКОЙЛ, «Роснефть», ТНК-ВР, «Транснефть», «Стройтрансгаз», «Совкомфлот». «По оценке этой рабочей группы, годовой эффект для нефтяной отрасли за счет разницы в стоимости транспортировки по трубопроводу по сравнению с транспортировкой через проливы может составить около 1 млрд долл. в год», -- говорится в заявлении министерства. Правда, чиновники при этом не указывают, каким должен быть тариф на прокачку сырья.
По мнению г-на Христенко, «для понимания перспектив» прокладки трубопровода нужно учитывать два фактора -- экономически эффективный тариф и наличие сырья. Теперь, после подписания политических деклараций, финансовые вопросы с Грецией и Болгарией будут решать нефтяники, прежде всего ТНК-ВР, уже заявившая об интересе к проекту.
По данным, представленным группой компаний, проект должен финансироваться на 20% за счет участников и на 80% -- за счет заемных средств. В марте исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан заявлял, что его холдинг намерен в течение полугода подготовить обоснование инвестиций по проекту, чтобы привлекать к нему заинтересованные компании в России и Казахстане.
По мнению аналитика агентства Argus Натальи Борцовой, «в данный момент слишком много неопределенного в отношении того объема нефти, который будет транспортироваться через турецкие проливы». Во-первых, Украина вновь заговорила о необходимости использовать трубу Одесса--Броды в прямом направлении -- транспортировать каспийскую нефть в Европу (пока, наоборот, российские нефтяники поставляют свое сырье в Одессу). Во-вторых, продолжает г-жа Борцова, расширение Каспийского трубопроводного консорциума (по этому трубопроводу нефть ChevronTexaco с месторождения Тенгиз поставляется в Новороссийск) до 62 млн тонн в год под вопросом. Ведь купив Unocal (которому принадлежит 8,9% в проекте Баку--Джейхан), ChevronTexaco с 2006 года планирует направлять 6--8 млн тонн в год тенгизской нефти в Джейхан. «Из участников инициативной группы компаний, поддерживающей Бургас--Александруполис, экспортерами являются только ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ и «Роснефть», -- говорит эксперт. -- Но ЛУКОЙЛ неоднократно заявлял, что его мало интересует этот проект, так как он продает нефть на свои черноморские НПЗ. Думаю, некий переломный момент наступит, когда «Газпром» и «Роснефть» (закончив объединение. -- Ред.) определят, кто, что и куда будет экспортировать. Учитывая объемы нефти и политическое влияние этих компаний, можно сказать, что если одна из них однозначно поддержит проект Бургас--Александруполис, он сдвинется с места», -- считает г-жа Борцова.
Денис РЕБРОВ