N°58
06 апреля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.04.2005
«Сохранить национальное энергомашиностроение»
Депутаты предложили правительству создать на базе «Силовых машин» государственно-частную корпорацию

версия для печати
Обратившись к премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой не отдавать немецкому концерну Siemens контроль над крупнейшим в стране производителем энергетического оборудования -- «Силовыми машинами», депутаты Госдумы предложили государству усилить контроль над отраслью. По мнению парламентариев, эффективное развитие отрасли может быть достигнуто путем создания транснациональной корпорации на условиях частно-государственного партнерства. На прошедшем вчера «круглом столе» «Правовые аспекты развития отечественного энергетического машиностроения: проблемы и перспективы», организованном думским комитетом по промышленности, идея создания частно-государственной энергомашкорпорации нашла одобрение представителей научной и бизнес-элиты, а также представителей власти. В итоге участники «круглого стола» рекомендовали правительству в целях сохранения национального контроля над отраслью не давать согласия на сделку по приобретению иностранными инвесторами контрольных пакетов акций «Силовых машин» и других крупнейших предприятий отрасли.

Зампред фракции «Единая Россия» Олег Морозов заметил, что «к политическим выводам, почему нежелательна сделка с Siemens, мы уже пришли». Как известно, аргументы за и против сделки уже не раз озвучивались премьером, полпредом президента Ильей Клебановым, представителями «Единой России» и т.д. (см. «Время новостей» от 5 апреля). Теперь, по словам г-на Морозова, «нужно взглянуть на проблему шире» -- создать правовые условия, закрепив приводимые депутатами аргументы в законодательных и нормативных актах. Это, считает депутат, позволит избежать непонимания со стороны иностранных инвесторов, у которых могут возникнуть опасения, что их не пускают в Россию. В рекомендациях к правительству депутаты отразили необходимость разработать нормативно-правовую базу, стимулирующую приход отечественных и иностранных инвесторов при сохранении национального контроля, а также принять ряд мер по оптимизации поддержки отрасли со стороны государства.

С тем, что тезис о невозможности продажи (по крайней мере контрольного пакета) «Силовых машин» концерну Siemens уже обоснован, с г-ном Морозовым согласился и президент российского научного центра «Курчатовский институт» академик РАН Евгений Велихов. Он, кстати, уже обращался с письмом об этом к Владимиру Путину. Однако, по мнению академика, это не означает, что в «Силовые машины» не должны приходить инвесторы. Необходимость в инвестициях признал и думский комитет по промышленности. В качестве альтернативы сделки с немецким концерном депутаты предлагают развивать компанию путем объединения в консорциум с участием таких инвесторов, как РАО «ЕЭС России», «Газпром» и «Базовый элемент». Депутаты полагают, что именно эти инвесторы будут заинтересованы в поставке для отечественной энергетики продукции отечественного же энергомашиностроения и повышения конкурентоспособности отрасли в том числе и на внешних рынках. Представитель РАО «ЕЭС» Александр Бобылев согласился, что создание компании с госучастием соответствует интересам энергетической безопасности России, и отметил, что РАО готов покупать продукцию отечественного машиностроения, тем самым поддерживая его развитие.

Инвесторам в консорциуме депутаты предлагают передать 75% акций «Силовых машин» и заключить пакетное соглашение, регулирующее финансирование развития компании. «Нам не надо бороться за источники энергии -- нам нужно развивать то, что у нас уже есть», -- поддержал идею создания такой корпорации на условиях частно-государственного партнерства академик Велихов, добавив, что «энергомашиностроение -- это национальное достояние России». Основными направлениями деятельности новой корпорации, считает академик, должны стать производство газовых и нефтяных платформ (особенно учитывая запуск таких проектов, как Штокмановское месторождение), переход на серийное производство энергостанций и выпуск (может быть, и в меньшем объеме) атомных подводных лодок.

Идея депутатов нашла вчера поддержку и ряда представителей правительственных структур. Так, по словам директора Федеральной службы по оборонному заказу Андрея Бельянинова, речь должна идти о создании на базе «Силовых машин» национальной корпорации со смешанным капиталом. Впрочем, участники заседания все же допускали присутствие в новой структуре и Siemens, с тем лишь условием, чтобы контроль оставался за российской стороной. С предложениям депутатов в целом согласилось и Минпромэнерго, представители которого вчера участвовали в заседании «круглого стола». А экономический блок правительства вопреки ожиданиям организаторов озвучить свою позицию в Госдуму не приехал.

Ведущие игроки на энергомашиностроительном рынке не только позитивно встретили идею создания новой структуры с участием государства, но и высказались за то, чтобы последнее играло ведущую роль. По словам вице-президента «Атомстройэкспорта» Сергея Шматко, развитие атомного (да и энергетического) машиностроения невозможно без усиления государства в аспектах разработки стратегии, контроля и участия. В октябре прошлого года контрольный пакет акций «Атомстройэкспорта» -- генподрядчика строительства атомных станций -- за рубежом приобрел у «Объединенных машиностроительных заводов» (ОМЗ) Газпромбанк. Теперь же, по словам г-на Шматко, все основные риски берет на себя «Газпром». А гендиректор ОМЗ Сергей Липский отметил, что отрасли требуется технология координации работы. По его мнению, основная «неконкурентоспособность» атомного машиностроения находится не в сфере качества, а в области управленческих технологий. Решить эти задачи, считает он, можно при помощи создания крупных вертикально-интегрированных компаний. В качестве преимуществ ВИК с участием государства он назвал использование госресурсов при лоббировании международных контрактов

В то же время вице-президент ОАО "Энергомашэкспорт -- Силовые машины" Владимир Корнеевец обратил внимание участников «круглого стола» на недостаточную поддержку со стороны государства. Однако, добавил он, «менеджмент «Силовых машин» не менее патриотичен и также заинтересован, чтобы энергомашиностроение развивалось и оставалось национальным достоянием России, а решение исходя из этих аспектов должны принимать государство и собственник предприятия».
Иван ГОРДЕЕВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.04.2005
Тулеева и Хлопонина взволновали цены на нефтепродукты
Прогнозируемый на российском рынке рост цен на нефтепродукты вызвал настоящий ажиотаж среди российских чиновников и политиков... >>
  • //  06.04.2005
Вячеслав Кочетков
В Москве начал работать завод по производству Renault Logan
В России, где до сих пор собирались только автомобили американской марки Ford, баварской BMW и корейской Kia, вчера началось производство Logan -- нового автомобиля французского концерна Renault... >>
  • //  06.04.2005
Кирилл Каллиников
Сергей Игнатьев напомнил банкам о необходимости платить налоги
Государственная кампания с целью заставить бизнес платить налоги дошла до банков. Вчера о проблеме с налогами в банковском секторе заявил председатель Банка России Сергей Игнатьев, подсчитавший, что в нескольких российских банках официальная зарплата составляет всего около 100 евро... >>
  • //  06.04.2005
Авиакомпания «Сибирь», крупнейший перевозчик пассажиров на внутренних линиях России, нынешним летом собирается пополнить свой парк семью лайнерами иностранного производства. При этом маршрутная сеть компании останется почти неизменной... >>
  • //  06.04.2005
Депутаты предложили правительству создать на базе «Силовых машин» государственно-частную корпорацию
Обратившись к премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой не отдавать немецкому концерну Siemens контроль над крупнейшим в стране производителем энергетического оборудования -- «Силовыми машинами», депутаты Госдумы предложили государству усилить контроль над отраслью... >>
  • //  06.04.2005
Тарифы на газ предлагается увеличить на 17%
Правительственные чиновники продолжают сопротивляться предложению главы «Газпрома» Алексея Миллера со следующего года полностью либерализовать цены на газ для промышленности, хотя Владимир Путин и поручил кабинету министров их "учесть в работе"... >>
  • //  06.04.2005
Схемы достройки Богучанской ГЭС по-прежнему не существует
Министерствам и ведомствам так и не удалось выполнить поручение Владимира Путина и выработать до 4 апреля схему достройки Богучанской ГЭС. Как сообщили «Времени новостей» в Минэкономразвития, согласованного варианта достройки пока нет... >>
  • //  06.04.2005
Американский банк может стать британским
Мировые рынки в ожидании очередной многомиллиардной сделки. В понедельник ведущие западные СМИ сообщили о начале переговоров о слиянии между вторым по величине банком в мире HSBC Holdings Plc. и одним из крупнейших инвестиционных банков в США Morgan Stanley... >>
  • //  06.04.2005
E.ON выходит на румынский рынок электроэнергии
Немецкий энергоконцерн E.ON продолжает свое продвижение на рынки стран Восточной Европы. Комментируя объявленную накануне сделку по покупке акций румынской компании Electrica Moldova, глава E.ON Вульф Бернотат заявил... >>
  • //  06.04.2005
"Время новостей"
«Аэрофлот» модернизировал контролера
С того момента, как «Аэрофлот» сменил за одну ночь свою систему бронирования и продажи авиабилетов с Gabriel на Sabre, прошло две недели. Эти дни оказались настоящим испытанием и для авиакомпании, и для более чем пяти тысяч пользователей аэрофлотовской системы... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика