Время новостей
     N°58, 06 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.04.2005
«Сохранить национальное энергомашиностроение»
Депутаты предложили правительству создать на базе «Силовых машин» государственно-частную корпорацию
Обратившись к премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой не отдавать немецкому концерну Siemens контроль над крупнейшим в стране производителем энергетического оборудования -- «Силовыми машинами», депутаты Госдумы предложили государству усилить контроль над отраслью. По мнению парламентариев, эффективное развитие отрасли может быть достигнуто путем создания транснациональной корпорации на условиях частно-государственного партнерства. На прошедшем вчера «круглом столе» «Правовые аспекты развития отечественного энергетического машиностроения: проблемы и перспективы», организованном думским комитетом по промышленности, идея создания частно-государственной энергомашкорпорации нашла одобрение представителей научной и бизнес-элиты, а также представителей власти. В итоге участники «круглого стола» рекомендовали правительству в целях сохранения национального контроля над отраслью не давать согласия на сделку по приобретению иностранными инвесторами контрольных пакетов акций «Силовых машин» и других крупнейших предприятий отрасли.

Зампред фракции «Единая Россия» Олег Морозов заметил, что «к политическим выводам, почему нежелательна сделка с Siemens, мы уже пришли». Как известно, аргументы за и против сделки уже не раз озвучивались премьером, полпредом президента Ильей Клебановым, представителями «Единой России» и т.д. (см. «Время новостей» от 5 апреля). Теперь, по словам г-на Морозова, «нужно взглянуть на проблему шире» -- создать правовые условия, закрепив приводимые депутатами аргументы в законодательных и нормативных актах. Это, считает депутат, позволит избежать непонимания со стороны иностранных инвесторов, у которых могут возникнуть опасения, что их не пускают в Россию. В рекомендациях к правительству депутаты отразили необходимость разработать нормативно-правовую базу, стимулирующую приход отечественных и иностранных инвесторов при сохранении национального контроля, а также принять ряд мер по оптимизации поддержки отрасли со стороны государства.

С тем, что тезис о невозможности продажи (по крайней мере контрольного пакета) «Силовых машин» концерну Siemens уже обоснован, с г-ном Морозовым согласился и президент российского научного центра «Курчатовский институт» академик РАН Евгений Велихов. Он, кстати, уже обращался с письмом об этом к Владимиру Путину. Однако, по мнению академика, это не означает, что в «Силовые машины» не должны приходить инвесторы. Необходимость в инвестициях признал и думский комитет по промышленности. В качестве альтернативы сделки с немецким концерном депутаты предлагают развивать компанию путем объединения в консорциум с участием таких инвесторов, как РАО «ЕЭС России», «Газпром» и «Базовый элемент». Депутаты полагают, что именно эти инвесторы будут заинтересованы в поставке для отечественной энергетики продукции отечественного же энергомашиностроения и повышения конкурентоспособности отрасли в том числе и на внешних рынках. Представитель РАО «ЕЭС» Александр Бобылев согласился, что создание компании с госучастием соответствует интересам энергетической безопасности России, и отметил, что РАО готов покупать продукцию отечественного машиностроения, тем самым поддерживая его развитие.

Инвесторам в консорциуме депутаты предлагают передать 75% акций «Силовых машин» и заключить пакетное соглашение, регулирующее финансирование развития компании. «Нам не надо бороться за источники энергии -- нам нужно развивать то, что у нас уже есть», -- поддержал идею создания такой корпорации на условиях частно-государственного партнерства академик Велихов, добавив, что «энергомашиностроение -- это национальное достояние России». Основными направлениями деятельности новой корпорации, считает академик, должны стать производство газовых и нефтяных платформ (особенно учитывая запуск таких проектов, как Штокмановское месторождение), переход на серийное производство энергостанций и выпуск (может быть, и в меньшем объеме) атомных подводных лодок.

Идея депутатов нашла вчера поддержку и ряда представителей правительственных структур. Так, по словам директора Федеральной службы по оборонному заказу Андрея Бельянинова, речь должна идти о создании на базе «Силовых машин» национальной корпорации со смешанным капиталом. Впрочем, участники заседания все же допускали присутствие в новой структуре и Siemens, с тем лишь условием, чтобы контроль оставался за российской стороной. С предложениям депутатов в целом согласилось и Минпромэнерго, представители которого вчера участвовали в заседании «круглого стола». А экономический блок правительства вопреки ожиданиям организаторов озвучить свою позицию в Госдуму не приехал.

Ведущие игроки на энергомашиностроительном рынке не только позитивно встретили идею создания новой структуры с участием государства, но и высказались за то, чтобы последнее играло ведущую роль. По словам вице-президента «Атомстройэкспорта» Сергея Шматко, развитие атомного (да и энергетического) машиностроения невозможно без усиления государства в аспектах разработки стратегии, контроля и участия. В октябре прошлого года контрольный пакет акций «Атомстройэкспорта» -- генподрядчика строительства атомных станций -- за рубежом приобрел у «Объединенных машиностроительных заводов» (ОМЗ) Газпромбанк. Теперь же, по словам г-на Шматко, все основные риски берет на себя «Газпром». А гендиректор ОМЗ Сергей Липский отметил, что отрасли требуется технология координации работы. По его мнению, основная «неконкурентоспособность» атомного машиностроения находится не в сфере качества, а в области управленческих технологий. Решить эти задачи, считает он, можно при помощи создания крупных вертикально-интегрированных компаний. В качестве преимуществ ВИК с участием государства он назвал использование госресурсов при лоббировании международных контрактов

В то же время вице-президент ОАО "Энергомашэкспорт -- Силовые машины" Владимир Корнеевец обратил внимание участников «круглого стола» на недостаточную поддержку со стороны государства. Однако, добавил он, «менеджмент «Силовых машин» не менее патриотичен и также заинтересован, чтобы энергомашиностроение развивалось и оставалось национальным достоянием России, а решение исходя из этих аспектов должны принимать государство и собственник предприятия».

Иван ГОРДЕЕВ