N°177
26 сентября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.09.2005
Туртухай колхоз
«Киношок» раздал призы за общие места

версия для печати
Открытый фестиваль стран СНГ и Балтии давно сменил постперестроечное название на официальное. Да и концепцию, заявленную старым именем, поддерживать было трудно. Однако «шоковые», дерущие глаз картины все-таки попадают в конкурс. По их поводу спорят, иногда переходя границы вежливости. Но жюри старается обойти эти камни преткновения призами, предпочитая показать терпимость и консерватизм, примиряющие всех «в наше трудное время». Грузинская «Прогулка в Карабах», о которой мы писали как о претенденте на награду, получила предсказуемый Гран-при «За мир и дружбу между народами» от жюри, возглавляемого танцовщиком Владимиром Васильевым. Приз за лучшую режиссуру и призы кинопрессы тоже уехали в Грузию -- их собрал фильм Левана Закарейшвили «Тбилиси, Тбилиси», который настолько обаял жюри и критиков, уставших от недоразумений конкурса, что к нему был приклеен ярлык нового неореализма.

В общем ярлык правильный. Но никаких открытий в режиссуре не предполагающий. Герой картины -- молодой режиссер, что в 90-х годах с их политическими и энергокризисами пытается придумать фильм о Тбилиси. Но видеокамера сломана, сценарий не пишется, а родной город живет первобытными рыночными отношениями -- над униженными и оскорбленными торжествуют бандиты и торгаши. Фильм построен как цепочка псевдодокументальных новелл-зарисовок, то цветных, то черно-белых. Сентиментальная образность приближается к перлам индийского кино и идиотизму американской политкорректности. Бывший педагог героя-режиссера торгует на базаре семечками, заворачивая их в кульки из своей диссертации. Если кого и грабят, так глухонемую девочку, что заставляет вспомнить шутку про беременную чернокожую лесбиянку. Неудивительно, что Грузия выдвинула «Тбилиси, Тбилиси» на «Оскар». А ведь в основном конкурсе был еще один фильм о городе -- «Путеводитель» киевлянина Александра Шапиро, выдвинутый Украиной на «Оскар». И если грамотным, но безжизненным грузинским фильмом вряд ли можно заинтересовать кого-нибудь, кроме привыкших оценивать конъюнктуру кинозаседателей, то рок-н-ролльный ритм документально-игровой украинской картины по-настоящему зажигает -- она вполне может стать культовой.

Примерно так же распределялись награды в короткометражном конкурсе «Шорт-шок». Главный приз достался трогательной малышке народа ханты, живущей с мамой на стойбище, над которым в финале зловеще громоздятся нефтяные вышки. «Маленькая Катерина» -- добротное кинонаблюдение, которое тем легче завоевывает сердца, чем беспомощней герой в кадре, будь то ребенок, старик или зверюшка. Это общее место и хлеб документального кино, часто стремящегося довести прием до пошлости апокалиптическим намеком в конце. Между тем в программе «Шорт-шока» был артистичный уникально-документальный фильм Георгия Параджанова «Да будут дни наши длинными». Автору удалось найти потрясающий материал в склепах одного из тбилисских кладбищ, где на стенах были нарисованы фрески из жизни покойных и написаны истории в стихах. Наивный стиль ярких картинок, столкновение их с пожухлой хроникой и фрагментами игровых фильмов тех лет, когда герои были живы, анимационный принцип документального повествования ставят картину высоко над наборами штампов, к которым сводились представленные в этом разделе работы. Но международное жюри, состоящее из директоров фестивалей короткого фильма, ее умудрилось не заметить. Это жюри хочется отметить особо: уже второй год в Анапу приезжают типичные представители западной интеллигенции, которые на вопрос о России так бездумно и беззастенчиво выдают цепочку Эйзенштейн -- Тарковский -- водка -- ушанка -- литература -- зима, что любые их приключения в нашем ненавязчивом комфорте кажутся минимальной платой за лень и нелюбопытство. От их решений только и остается ждать формулировок типа «За творческий подход и образное воплощение авторского замысла» (спецприз фильму «Белое на голубом») -- гигиенического минимума любого автора.

В конкурсе «Кино без кинопленки» жюри умудрилось не заметить фильм Виталия Манского, с пылу с жару привезенный в Анапу. Манский -- человек, способный год наблюдать за группой «Тату», делать нестыдное кино про Путина и Ельцина и при этом снимать большие двухчасовые картины, что точно войдут в базу архива нашей цивилизации. «Наша родина» -- рассказ о том, что стало за 30 лет с одноклассниками автора, учившегося в обычной школе города Львова. Он разыскал их в Украине, России, Израиле, США, Ливане, Палестине, Польше и создал взрывную композицию из 33 портретов. Это обычные люди, которых приезд одноклассника превращает в героев нашего времени. И «играют» они этих героев потрясающе. Кажется, такого не может быть: в документальном кино люди бубнят, мнутся и таращатся в камеру, а эти раскрывают характер за пять минут -- от молодящейся успешной врачихи из Лос-Анджелеса до торгующей одеждой для немолодых дам в Киеве темпераментной пышки. Никто из них не знает ответа на вопрос, что такое родина, но автор без надрыва и комментариев дает понять, что без них «народ неполный», а их самих родина не отпускает, куда бы ни забросила судьба.

Возможно, жюри под руководством Александра Баширова слишком всерьез восприняло гордое звание «молодежное», поэтому выбрало в победители совсем несусветную чушь. Главным призом отметили трехгрошовый фильм Сергея Лобана «Пыль». И нечто не поддающееся классификации -- рукодельная и невыносимая, как любая тусовочная шутка, фантасмагория «Ятинсотэстс», снятая на выдуманном языке. В «Кавказской пленнице» есть такой диалог (в обиход вошло слово «кергуду»), но он длится две минуты -- юмор работает. Полтора часа с уродами, жрущими макароны и произносящими бесконечные монологи про «хундармыш туртухай колхоз дыр бубуль», к смеху не располагают. Это такое же общее место доморощенного «авангарда», как старики и дети в документалистике. «Киношок» цепляется за подобные подначки, считая, что в большом эсэнгэшном «колхозе», где все разложено по полочкам, где-то должен путаться «туртухай» -- вот вам и будет шок. Если бы все было так просто...
Ирина ЛЮБАРСКАЯ, Анапа -- Москва
//  читайте тему  //  Кино


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.09.2005
«9 рота» Федора Бондарчука на экранах Москвы
Широкоэкранный дебют Федора Бондарчука снимался долго (от замысла до премьеры прошло не меньше пятилетки), поэтому многие аналитики сформировали свое мнение задолго до того, как «9 рота» вышла на экраны... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.09.2005
«Киношок» раздал призы за общие места
Открытый фестиваль стран СНГ и Балтии давно сменил постперестроечное название на официальное. Да и концепцию, заявленную старым именем, поддерживать было трудно. Однако «шоковые», дерущие глаз картины все-таки попадают в конкурс... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.09.2005
Сергей Хачатуров
Выставка Ильи и Эмили Кабаковых в Stella Art
Показана сценография супружеской четы Кабаковых к опере Оливье Мессиана «Святой Франциск Ассизский»: эскизы костюмов, рукописные комментарии, макет оформления сцены. Выставку сопровождает фильм с записью оперы, сделанной в сентябре 2003 года в рамках Ruhr-Triennale в Бохуме... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.09.2005
Двести лет назад родился Дмитрий Веневитинов
Имя Веневитинова помнится ныне куда лучше, чем полсотни стихотворений, вышедших из-под пера поэта, что прожил всего двадцать один год. Помнится не столько благодаря устойчивой, но все же поистершейся легенде (о ней речь впереди), сколько по шутливым стихам Мандельштама... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика