N°177
26 сентября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.09.2005
Сергей Хачатуров
Тотальное смирение
Выставка Ильи и Эмили Кабаковых в Stella Art

версия для печати
Показана сценография супружеской четы Кабаковых к опере Оливье Мессиана «Святой Франциск Ассизский»: эскизы костюмов, рукописные комментарии, макет оформления сцены. Выставку сопровождает фильм с записью оперы, сделанной в сентябре 2003 года в рамках Ruhr-Triennale в Бохуме.

Новая выставка сродни венчающему конструкцию готического собора пинаклю -- она логически достраивает тотальную инсталляцию концептуалистов Кабаковых, выявляя в ней важные именно сейчас смыслы и значения. Последовательно проповедуя в своих проектах семиотическое «нестяжательство», манихейское что ли уничижение, развоплощение в языке и социуме, Кабаков все-таки выстоял перед соблазном самолюбования в нигилизме. Теперь внемлет в диалоге.

Все очень просто. Нужно было найти адекватный сценический образ смиренной музыки Мессиана о подвиге святого смирения. Модернист средневековой теологии Франциск Ассизский исповедовал путь аскезы, бедности, кроме того, активность в приобщении к благодати, в просвещении Словом Божьим всего живого. Францисканцы -- это ваганты, пилигримы, миссионеры. Девиз их странствий -- Quaerere Deum -- Искать Бога: умаляя свои амбиции, учиться видеть и радоваться присутствующим в мире зернам божественного. Понятно, что институт церкви в конце XII -- начале XIII века принял францисканцев недружелюбно. Аскезу исповедовал в своем творчестве и композитор-модернист XX столетия Оливье Мессиан. Известно, что Франциск Ассизский проповедовал птицам. Музыкальные тексты Мессиана в большинстве случаев сочинялись с помощью переложенных на ноты птичьих голосов и ладов древней и традиционной музыки.

Кабаков стал благодарным собеседником. Огромный, пустой и индустриальный зал Столетия (с виду бывший заводской цех) он смог представить сверкающим и колоссальным по эмоциональному прежде всего переживанию нефом готического собора. И сделать это, не нарушая этику смирения и эстетику минимализма. Просто выстроил на подмостках статичную композицию с хорами и оркестром, а на авансцене разместил героев, уподобив их пластику персонажам джоттовских фресок. Над действом опустил ажурную купольную конструкцию, внутри которой в согласии с длящейся оперой и заветами Кандинского своя собственная световая и цветовая игра. Купол замыкает ангарный неф совершенным окном розы. Одновременно напоминает раннемодернистские конструкции больших вокзалов и Эйфелевой башни. А учитывая страсть Кабакова к бытовым предметам советской эпохи, зонтик-купол можно сопоставить с радиодинамиками 20--30-х годов. И это сравнение не уничижительно -- тоже смиренно, в правилах предложенной игры.

Как и в случае с замечательной выставкой другого гуру московского концептуализма Андрея Монастырского, преодоление Кабаковым гордыни нигилизма произошло в мудром собеседовании с историей мирового искусства. Благодаря куратору обеих выставок Терезе Мавике мы в этом собеседовании участвуем.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.09.2005
«9 рота» Федора Бондарчука на экранах Москвы
Широкоэкранный дебют Федора Бондарчука снимался долго (от замысла до премьеры прошло не меньше пятилетки), поэтому многие аналитики сформировали свое мнение задолго до того, как «9 рота» вышла на экраны... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.09.2005
«Киношок» раздал призы за общие места
Открытый фестиваль стран СНГ и Балтии давно сменил постперестроечное название на официальное. Да и концепцию, заявленную старым именем, поддерживать было трудно. Однако «шоковые», дерущие глаз картины все-таки попадают в конкурс... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.09.2005
Сергей Хачатуров
Выставка Ильи и Эмили Кабаковых в Stella Art
Показана сценография супружеской четы Кабаковых к опере Оливье Мессиана «Святой Франциск Ассизский»: эскизы костюмов, рукописные комментарии, макет оформления сцены. Выставку сопровождает фильм с записью оперы, сделанной в сентябре 2003 года в рамках Ruhr-Triennale в Бохуме... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.09.2005
Двести лет назад родился Дмитрий Веневитинов
Имя Веневитинова помнится ныне куда лучше, чем полсотни стихотворений, вышедших из-под пера поэта, что прожил всего двадцать один год. Помнится не столько благодаря устойчивой, но все же поистершейся легенде (о ней речь впереди), сколько по шутливым стихам Мандельштама... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика