N°27 14 февраля 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Не новый Иерусалим Инсталляция Вадима Захарова в ГЦСИ
У Вадима Захарова выставок за рубежом было едва ли не больше, чем на родине. Развивался же художник в специфических отечественных условиях. Он работал в рамках движения АПТ-АРТ. Художники-аптартисты с начала 80-х выставлялись только в квартирах и считали это не печальной необходимостью, а чем-то вроде позиции. Состоял Захаров и в КЛАВе (Клубе авангардистов). Словом, входил в круг младоконцептуалистов, самые яркие и известные из которых -- Константин Звездочетов и группа «Медицинская герменевтика» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн). Захаров ближе к «медгерменевтам», которые превратили концептуализм в нечто среднее между научным докладом на конференции психиатров и «фэнтэзи». Закономерным итогом деятельности медгерменевтов стал роман Пепперштейна и Ануфриева «Мифогенная любовь каст», этакий постмодернистский «Властелин колец» о Второй мировой, приправленный затейливым матом. Младоконцептуалисты -- художники уважаемые и выставляемые. Захаров, работающий в Кельне и Москве, недостатка в идеях не испытывает и открывает собственные вернисажи даже чаще, чем другие «герменевты».
Инсталляция, представленная в Государственном центре современного искусства, называется «Ничего нового». В специальных ящиках, которые обычно используются музеями для экспонирования рукописей, книг и прочих малоформатных артефактов, лежат свитки. К ним приклеены кадры видеосъемки, произведенной художником в Израиле. Места для съемки выбирались архидревние: Гефсиманский сад, Масада, Храм Гроба Господня. Художник подбрасывал камеру вверх, а полученные таким образом кадры разместил на свитках. В качестве дополнения на выставке экспонируется фотография, на которой Захаров запечатлен в момент подбрасывания камеры, и видеоролик, с которого распечатали стоп-кадры. Так художник демонстрирует технику создания своих «апокрифов». Сказка -- ложь, да в ней намек -- добрым молодцам урок. На открытии выставки Захаров рассказал о своих акциях и инсталляциях, проходивших далеко от Москвы. Одни их названия свидетельствуют о незаурядном даре сказочника: «В детстве я был мышью в дзенском монастыре», «Баухауз-Тора»... Идеи акций просты и компактны. Например, «Убийство пирожного «Мадлен»». Художник повесил на стену галереи ставшее притчей во языцех пирожное, описанное у Пруста, а специально приглашенный полицейский поражал его из винтовки с крыши соседнего здания. Это еще не все. Поминая убиенную, композитор Иван Соколов сочиняет «Реквием по пирожному «Мадлен». Веселый абсурд Захарова -- явление интернациональное. Художники, работающие в этом стиле, пародируют сами способы представления визуальной информации. Они не утрируют банальность, как это принято в поп-арте, и не бегут от нее с омерзением. Они счищают с банальности кожуру контекста и помещают ее в другое пространство. Искусство здесь не стесняется того, что оно всего лишь искусство, не пытается вырасти и стать политикой или, на худой конец, социологией. Произведения Захарова остаются хорошо рассказанными сказками.
Предварительные итоги Берлинского кинофестиваля Берлинский фестиваль известен своей щедрой терпимостью к коммерческому жанровому кино. Год за годом его директор Мориц де Хадельн приглашал в конкурсную программу Берлинале голливудские картины, которым, по идее, в конкурсе не место. Ну, скажите на милость, на какие призы могли претендовать, например, фильмы берлинского завсегдатая Лэсса Хэллстрома «Шоколад» или «Корабельные новости»? А «В поисках Форерстера» Гаса ван Сэнта? А «Траффик» Стивена Содерберга? Все это был добротный entertainment, который свои призы должен получать в голливудской кассе, а не на фестивальных подмостках. Так и происходило: все эти и подобные им картины затем оставались либо вовсе без призов, либо с утешительными наградами... >>
Фильм Ханса Кристиана Шмидта «Далекие огни» предлагает любопытную коллекцию персонажей. Немецкий архитектор, строящий в Польше текстильную фабрику; польская переводчица, которая за дополнительную плату готова оказать непредусмотренные контрактом услуги богатым клиентам; немецкая переводчица, посмевшая нарушить закон, чтобы помочь украинскому иммигранту, мечтающему попасть на Потсдаммер-плац; немецкий горе-бизнесмен, который мечтал заработать во Франкфурте-на-Одере состояние на торговле матрасами -- на том основании, что «в городе 20-процентная безработица и все, что остается делать этим бездельникам, это валяться на кровати»; польский таксист, у которого нет денег, чтобы купить дочке белое платье для первого причастия... В этой пестрой компании не затерялся и персонаж актрисы Московского театра юного зрителя Анны ЯНОВСКОЙ, сыгравшей украинку, которая вместе с мужем и маленьким ребенком стремится нелегально попасть на землю обетованную по ту сторону Одера... >>
Режис Обадиа ставит «Весну священную» Сцена будет засыпана черным песком. Пространство будет «постурбанистическим и обнаженным» -- так обещает постановщик Режис Обадиа, он же и сценограф (на снимке). То есть «Весна священная» в труппе современного танца Русского камерного балета «Москва», началу работы над которой была посвящена пресс-конференция во французском посольстве, не обещает зрителю легкого времяпрепровождения. Весна случится после конца света. Чем вызванного -- без уточнений; в суховатом голосе хореографа энтузиазм зазвучал лишь при воспоминании о «Сталкере» Тарковского... >>
Инсталляция Вадима Захарова в ГЦСИ У Вадима Захарова выставок за рубежом было едва ли не больше, чем на родине. Развивался же художник в специфических отечественных условиях. Он работал в рамках движения АПТ-АРТ. Художники-аптартисты с начала 80-х выставлялись только в квартирах и считали это не печальной необходимостью, а чем-то вроде позиции. Состоял Захаров и в КЛАВе (Клубе авангардистов). Словом, входил в круг младоконцептуалистов, самые яркие и известные из которых -- Константин Звездочетов и группа «Медицинская герменевтика» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн). Захаров ближе к «медгерменевтам», которые превратили концептуализм в нечто среднее между научным докладом на конференции психиатров и «фэнтэзи». Закономерным итогом деятельности медгерменевтов стал роман Пепперштейна и Ануфриева «Мифогенная любовь каст», этакий постмодернистский «Властелин колец» о Второй мировой, приправленный затейливым матом. Младоконцептуалисты -- художники уважаемые и выставляемые. Захаров, работающий в Кельне и Москве, недостатка в идеях не испытывает и открывает собственные вернисажи даже чаще, чем другие «герменевты»... >>
Новый фильм с Леонардо Ди Каприо на московских экранах В фильме «Поймай меня, если сможешь» Стивен Спилберг рассказал историю реального человека. Бывший мошенник, а впоследствии «один из самых уважаемых в мире специалистов», разоблачающих подделки документов, Фрэнк Эбэгнейл-младший в 1980 году издал воспоминания о своей авантюрной молодости. Он действительно убежал из дома и сумел подделать чеки на 4 млн долларов, выдавая себя то за летчика, то за врача, то за адвоката, то за Джеймса Бонда. В конце концов ФБР его поймало, но из тюрьмы он вышел сотрудником этой уважаемой организации. На основе автобиографии и был написан сценарий... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|