N°27
14 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  14.02.2003
Ловушка для Спилберга
Новый фильм с Леонардо Ди Каприо на московских экранах

версия для печати
В фильме «Поймай меня, если сможешь» Стивен Спилберг рассказал историю реального человека. Бывший мошенник, а впоследствии «один из самых уважаемых в мире специалистов», разоблачающих подделки документов, Фрэнк Эбэгнейл-младший в 1980 году издал воспоминания о своей авантюрной молодости. Он действительно убежал из дома и сумел подделать чеки на 4 млн долларов, выдавая себя то за летчика, то за врача, то за адвоката, то за Джеймса Бонда. В конце концов ФБР его поймало, но из тюрьмы он вышел сотрудником этой уважаемой организации. На основе автобиографии и был написан сценарий.

Понятно, почему Спилберг заинтересовался этой невероятной -- и подлинной -- историей. Однако режиссер захотел убить сразу двух зайцев: снять традиционную комедию положений, где один убегает, а другой догоняет, но при этом сохранить аромат документальной драмы, в которой важны психологические и социальные мотивы. Поэтому вместо схематичной маски обаятельного мошенника, занятого главной жанровой функцией -- обманывать и облапошивать, зритель получил окутанного бытовыми подробностями и перегруженного эмоциональными нюансами персонажа. Действие стопорится картинами из прошлого героя: вот он -- счастливый свидетель отцовского торжества, вот -- участник дружной семейной сцены, вот его впервые посещает мысль о непрочности родительского брака. Все перипетии снабжаются доходчивым комментарием, чтобы простодушный зритель комедии ни в коем случае не запутался в обстоятельствах. Герой пережил в детстве душевную травму, он очень любил отца и не мог принять предательства матери... Герой еще очень юн, поэтому его тянет к правде и домашнему теплу, но логика афер обрекает на одиночество...

Лучше бы Спилберг выбрал что-нибудь одно. Например, комедию. Тогда бы от динамичных приключений милого обманщика ничто не отвлекало, и у постановщика был бы простор для изобретения трюков вроде торжествующего прохода в компании стюардесс перед носом у растерянных фэбээровцев. Что-то неплохо было бы и присочинить, дабы подделка банковских чеков не казалась столь однообразной, а устремившийся в погоню агент ФБР (его играет Том Хэнкс) выглядел позабавнее.

Или можно было создать психологическую драму и, не боясь неоднозначных и глубоких решений, исследовать психику ловкого мошенника, его отчаяние и одиночество. Понять источник того кайфа, который заставляет Фрэнка идти на риск. Осознать и показать крупным планом ту крепнущую духовную связь, что возникает между героем и единственным человеком на свете, который знает о нем всю правду и которому до него есть дело, -- преследователем Карлом, агентом ФБР.

Но Спилберг увлекся задачей иного рода. Он снимает банковские билеты в динамике, его интересует антураж шестидесятых, он нагоняет массовку в сцене свадьбы и вспоминает сцены из немых фильмов, где чемодан денег мог стать основой для главных трюков. Все снято классно -- изобильно, с фантазией и мастерством. Вот только смотреть на это довольно нудно. И Леонардо Ди Каприо, играющий то 16-летнего юнца, то 25-летнего, наученного жизнью мужчину, никак положение не выправляет -- он и органичен, и мил, но за его широким лбом непроницаемой тайной скрыт секрет личности героя. Пробиться за эти невинные глаза и симпатичную улыбку зрителю не дано точно так же, как и жертвам юного мошенника.

Обеими руками голосую за решение киноакадемиков, выдвинувших фильм на «Оскара» в одной-единственной номинации -- «Мужская роль второго плана». Действительно, Кристофер Уокен, сыгравший отца юного Фрэнка, не имея большого количества сцен и текста, сумел буквально врезаться в память. Его наивная гордость, щемящая уверенность в себе, чувство достоинства, с которым он сопротивляется судьбе в лице налогового управления, отнявшего у него все, что было содержанием жизни... Такой острый, жалостливый и в то же время узнаваемый персонаж. Но, к сожалению, лишь второго плана.
Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  14.02.2003
Предварительные итоги Берлинского кинофестиваля
Берлинский фестиваль известен своей щедрой терпимостью к коммерческому жанровому кино. Год за годом его директор Мориц де Хадельн приглашал в конкурсную программу Берлинале голливудские картины, которым, по идее, в конкурсе не место. Ну, скажите на милость, на какие призы могли претендовать, например, фильмы берлинского завсегдатая Лэсса Хэллстрома «Шоколад» или «Корабельные новости»? А «В поисках Форерстера» Гаса ван Сэнта? А «Траффик» Стивена Содерберга? Все это был добротный entertainment, который свои призы должен получать в голливудской кассе, а не на фестивальных подмостках. Так и происходило: все эти и подобные им картины затем оставались либо вовсе без призов, либо с утешительными наградами... >>
  • //  14.02.2003
Фильм Ханса Кристиана Шмидта «Далекие огни» предлагает любопытную коллекцию персонажей. Немецкий архитектор, строящий в Польше текстильную фабрику; польская переводчица, которая за дополнительную плату готова оказать непредусмотренные контрактом услуги богатым клиентам; немецкая переводчица, посмевшая нарушить закон, чтобы помочь украинскому иммигранту, мечтающему попасть на Потсдаммер-плац; немецкий горе-бизнесмен, который мечтал заработать во Франкфурте-на-Одере состояние на торговле матрасами -- на том основании, что «в городе 20-процентная безработица и все, что остается делать этим бездельникам, это валяться на кровати»; польский таксист, у которого нет денег, чтобы купить дочке белое платье для первого причастия... В этой пестрой компании не затерялся и персонаж актрисы Московского театра юного зрителя Анны ЯНОВСКОЙ, сыгравшей украинку, которая вместе с мужем и маленьким ребенком стремится нелегально попасть на землю обетованную по ту сторону Одера... >>
  • //  14.02.2003
Режис Обадиа ставит «Весну священную»
Сцена будет засыпана черным песком. Пространство будет «постурбанистическим и обнаженным» -- так обещает постановщик Режис Обадиа, он же и сценограф (на снимке). То есть «Весна священная» в труппе современного танца Русского камерного балета «Москва», началу работы над которой была посвящена пресс-конференция во французском посольстве, не обещает зрителю легкого времяпрепровождения. Весна случится после конца света. Чем вызванного -- без уточнений; в суховатом голосе хореографа энтузиазм зазвучал лишь при воспоминании о «Сталкере» Тарковского... >>
  • //  14.02.2003
Инсталляция Вадима Захарова в ГЦСИ
У Вадима Захарова выставок за рубежом было едва ли не больше, чем на родине. Развивался же художник в специфических отечественных условиях. Он работал в рамках движения АПТ-АРТ. Художники-аптартисты с начала 80-х выставлялись только в квартирах и считали это не печальной необходимостью, а чем-то вроде позиции. Состоял Захаров и в КЛАВе (Клубе авангардистов). Словом, входил в круг младоконцептуалистов, самые яркие и известные из которых -- Константин Звездочетов и группа «Медицинская герменевтика» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн). Захаров ближе к «медгерменевтам», которые превратили концептуализм в нечто среднее между научным докладом на конференции психиатров и «фэнтэзи». Закономерным итогом деятельности медгерменевтов стал роман Пепперштейна и Ануфриева «Мифогенная любовь каст», этакий постмодернистский «Властелин колец» о Второй мировой, приправленный затейливым матом. Младоконцептуалисты -- художники уважаемые и выставляемые. Захаров, работающий в Кельне и Москве, недостатка в идеях не испытывает и открывает собственные вернисажи даже чаще, чем другие «герменевты»... >>
  • //  14.02.2003
Новый фильм с Леонардо Ди Каприо на московских экранах
В фильме «Поймай меня, если сможешь» Стивен Спилберг рассказал историю реального человека. Бывший мошенник, а впоследствии «один из самых уважаемых в мире специалистов», разоблачающих подделки документов, Фрэнк Эбэгнейл-младший в 1980 году издал воспоминания о своей авантюрной молодости. Он действительно убежал из дома и сумел подделать чеки на 4 млн долларов, выдавая себя то за летчика, то за врача, то за адвоката, то за Джеймса Бонда. В конце концов ФБР его поймало, но из тюрьмы он вышел сотрудником этой уважаемой организации. На основе автобиографии и был написан сценарий... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика