N°27
14 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  14.02.2003
Пестрая кинолента
Предварительные итоги Берлинского кинофестиваля

версия для печати
Америка в ожидании наград

Берлинский фестиваль известен своей щедрой терпимостью к коммерческому жанровому кино. Год за годом его директор Мориц де Хадельн приглашал в конкурсную программу Берлинале голливудские картины, которым, по идее, в конкурсе не место. Ну, скажите на милость, на какие призы могли претендовать, например, фильмы берлинского завсегдатая Лэсса Хэллстрома «Шоколад» или «Корабельные новости»? А «В поисках Форерстера» Гаса ван Сэнта? А «Траффик» Стивена Содерберга? Все это был добротный entertainment, который свои призы должен получать в голливудской кассе, а не на фестивальных подмостках. Так и происходило: все эти и подобные им картины затем оставались либо вовсе без призов, либо с утешительными наградами.

При новом директоре Дитере Косслике число заокеанских картин (в том числе и неамериканских, снятых при поддержке американских денег) не только не уменьшилось, но даже увеличилось. Однако едва ли не впервые за последние годы эти фильмы не просто выполняют рекламную функцию (на фестиваль приезжают сыгравшие в картинах звезды и обеспечивают необходимую раскрутку перед выходом фильмов в европейский прокат), но и реально претендуют на главные призы.

На «медведей» может рассчитывать и мирамаксовская драма англичанина Стивена Долдри «Часы» с участием Николь Кидман, Джулианны Мур и Мерил Стрип (девять номинаций на «Оскара» в этом году), и изобретательная «Адаптация» американца Спайка Джоунза, который уже успел снести крыши киноманам всего мира сюрреалистической комедией «Быть Джоном Малковичем», а теперь заставил Николаса Кейджа сыграть братьев-близнецов, один из которых мучительно пытается экранизировать книгу об эксцентричном селекционере редких орхидей. Но главным претендентом и всеобщим фаворитом на Берлинале по-прежнему остается «Герой» китайского режиссера-классика Чжана Имоу («Подними красный фонарь», «Жить»), его первый опыт в жанре фильма о боевых искусствах -- с летающими, как птицы, воинами и виртуозной хореографией боевых сцен. Miramax вложил в эту картину 30 млн долларов и рассчитывает, что она повторит сенсационный успех «Крадущегося тигра, спрятавшегося дракона» в американском прокате. Получит ли «Герой» один из призов Берлинале, станет известно на завтрашней церемонии награждения (читайте отчет вашего корреспондента в понедельник).

Жизнь как смертельная болезнь

Отборщики любого крупного фестиваля стремятся к тому, чтобы конкурсная программа была похожа на стихотворение. Внутренние рифмы, ассонансные и диссонансные, должны превращать случайный список в гармоничное целое. Одной из тем Берлинале-2003 стала смерть. В испано-канадской картине Изабель Куаксе «Моя жизнь без меня» 23-летней героине Сары Полли врачи дают два-три месяца жизни, и она намеревается прожить их с чувством, толком, расстановкой, ничего не говоря матери, мужу и двум очаровательным дочкам. Если бы не замечательная канадская актриса, фильм Куаксе легко можно было бы списать в разряд банальных слезовыжималок. Но хрупкая и сильная Сара Полли («Приключения барона Мюнхгаузена», «Славное будущее», «Экстази») буквально вытягивает картину из сентиментального болота, как герой фильма, с которого пятнадцать лет назад началась ее актерская карьера. Пока что Полли -- главный претендент на приз за лучшую женскую роль.

Тему медленного умирания выбрал для себя и французский режиссер Патрис Шеро, получивший «Золотого медведя» за «Интим» два года назад. Как и «Интим», новая картина Шеро «Мой брат» разделила зрителей на два непримиримых лагеря. Кто-то видит в подчеркнуто физиологичных, телесных, провокационно некрасивых фильмах Шеро неуместные и неловкие рецидивы шестидесятнического радикализма, а кто-то -- последнюю вескую правду о человеке как биологическом факте.

Если добавить к двум упомянутым конкурсным фильмам показанную в панораме трагикомедию датчанки Лоны Шерфиг (ее режиссерская карьера началась в Берлине два года назад с горько-сладкой «догматической» комедией «Итальянский для начинающих») «Уилбур хочет убить себя» -- о двух братьях, один из которых одержим манией самоубийства, то получается пусть и банальная, но вполне убедительная тройная рифма. Что-то вроде «смерть-твердь-круговерть».

Новая Европа за «железным занавесом»

Пожалуй, самым интересным на Берлинале остается его мультикультурный аспект, что неудивительно, если учесть сверхдинамичный и многонациональный характер самого города. Приятное совпадение: уже второй год подряд действие лучших конкурсных фильмов из Германии происходит во Франкфурте на Одере, на границе единой Европы с миром мелких спекулянтов, коммерческих ларьков, бытовой неустроенности и широкой души. В прошлом году это был камерный шедевр Андреса Дрезена «Гриль-бар «На лестнице». В этом в конкурсе Германию достойно представляет Ханс-Кристиан Шмидт с картиной «Далекие огни» (Lichter). Несколько историй из жизни немцев, поляков, украинцев и русских, чьи жизни и души деформирует граница между Востоком и Западом, рассказаны с юмором и точным знанием реалий, которого трудно было ожидать от молодого режиссера из Мюнхена.

О нелегальной иммиграции сняты еще два фильма конкурсной программы -- «В этом мире» англичанина Майкла Уинтерботтома и «Запчасти» словенца Дамиана Козоле. Но кажется, лишь Шмидт понял, что сюрреалистическое пространство, открывающееся в разломе между двумя мирами, может стать не только поводом для либеральной агитки о свободе передвижения, но и источником вдохновения и энергии для достаточно чуткого художника.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин

  КУЛЬТУРА  
  • //  14.02.2003
Предварительные итоги Берлинского кинофестиваля
Берлинский фестиваль известен своей щедрой терпимостью к коммерческому жанровому кино. Год за годом его директор Мориц де Хадельн приглашал в конкурсную программу Берлинале голливудские картины, которым, по идее, в конкурсе не место. Ну, скажите на милость, на какие призы могли претендовать, например, фильмы берлинского завсегдатая Лэсса Хэллстрома «Шоколад» или «Корабельные новости»? А «В поисках Форерстера» Гаса ван Сэнта? А «Траффик» Стивена Содерберга? Все это был добротный entertainment, который свои призы должен получать в голливудской кассе, а не на фестивальных подмостках. Так и происходило: все эти и подобные им картины затем оставались либо вовсе без призов, либо с утешительными наградами... >>
  • //  14.02.2003
Фильм Ханса Кристиана Шмидта «Далекие огни» предлагает любопытную коллекцию персонажей. Немецкий архитектор, строящий в Польше текстильную фабрику; польская переводчица, которая за дополнительную плату готова оказать непредусмотренные контрактом услуги богатым клиентам; немецкая переводчица, посмевшая нарушить закон, чтобы помочь украинскому иммигранту, мечтающему попасть на Потсдаммер-плац; немецкий горе-бизнесмен, который мечтал заработать во Франкфурте-на-Одере состояние на торговле матрасами -- на том основании, что «в городе 20-процентная безработица и все, что остается делать этим бездельникам, это валяться на кровати»; польский таксист, у которого нет денег, чтобы купить дочке белое платье для первого причастия... В этой пестрой компании не затерялся и персонаж актрисы Московского театра юного зрителя Анны ЯНОВСКОЙ, сыгравшей украинку, которая вместе с мужем и маленьким ребенком стремится нелегально попасть на землю обетованную по ту сторону Одера... >>
  • //  14.02.2003
Режис Обадиа ставит «Весну священную»
Сцена будет засыпана черным песком. Пространство будет «постурбанистическим и обнаженным» -- так обещает постановщик Режис Обадиа, он же и сценограф (на снимке). То есть «Весна священная» в труппе современного танца Русского камерного балета «Москва», началу работы над которой была посвящена пресс-конференция во французском посольстве, не обещает зрителю легкого времяпрепровождения. Весна случится после конца света. Чем вызванного -- без уточнений; в суховатом голосе хореографа энтузиазм зазвучал лишь при воспоминании о «Сталкере» Тарковского... >>
  • //  14.02.2003
Инсталляция Вадима Захарова в ГЦСИ
У Вадима Захарова выставок за рубежом было едва ли не больше, чем на родине. Развивался же художник в специфических отечественных условиях. Он работал в рамках движения АПТ-АРТ. Художники-аптартисты с начала 80-х выставлялись только в квартирах и считали это не печальной необходимостью, а чем-то вроде позиции. Состоял Захаров и в КЛАВе (Клубе авангардистов). Словом, входил в круг младоконцептуалистов, самые яркие и известные из которых -- Константин Звездочетов и группа «Медицинская герменевтика» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн). Захаров ближе к «медгерменевтам», которые превратили концептуализм в нечто среднее между научным докладом на конференции психиатров и «фэнтэзи». Закономерным итогом деятельности медгерменевтов стал роман Пепперштейна и Ануфриева «Мифогенная любовь каст», этакий постмодернистский «Властелин колец» о Второй мировой, приправленный затейливым матом. Младоконцептуалисты -- художники уважаемые и выставляемые. Захаров, работающий в Кельне и Москве, недостатка в идеях не испытывает и открывает собственные вернисажи даже чаще, чем другие «герменевты»... >>
  • //  14.02.2003
Новый фильм с Леонардо Ди Каприо на московских экранах
В фильме «Поймай меня, если сможешь» Стивен Спилберг рассказал историю реального человека. Бывший мошенник, а впоследствии «один из самых уважаемых в мире специалистов», разоблачающих подделки документов, Фрэнк Эбэгнейл-младший в 1980 году издал воспоминания о своей авантюрной молодости. Он действительно убежал из дома и сумел подделать чеки на 4 млн долларов, выдавая себя то за летчика, то за врача, то за адвоката, то за Джеймса Бонда. В конце концов ФБР его поймало, но из тюрьмы он вышел сотрудником этой уважаемой организации. На основе автобиографии и был написан сценарий... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика