N°166
08 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.09.2003
"Возвращение", как и было предсказано
Беспрецедентный успех российского кино на Венецианском фестивале

версия для печати
Напророчить "Золотого льва" "Возвращению" Андрея Звягинцева вашему обозревателю не составило труда. Венецианскому фестивалю, который за минувшие 12 дней не раз обвиняли в слабости основного конкурса, была жизненно необходима интрига, которая смогла бы развлечь заскучавшую ближе к финалу прессу и публику. Такой интригой и стала победа "Возвращения" - драмы практически никому не известного и не слишком молодого дебютанта Андрея Звягинцева.

В 1962 году Венеция открыла Тарковского. Уже сейчас успех Звягинцева (помимо "Золотого льва" фильм получил приз Луиджи де Лаурентиса за лучший дебют - 100 тысяч евро продюсеру и режиссеру и 20 тысяч метров пленки "Кодак" для съемок следующей картины) сравнивают с давним триумфом режиссера "Иванова детства". Конечно, "Возвращение" не "Иваново детство". Несомненное достоинство фильма заключается в том, что это первая полноценная, нестыдная драма в постсоветском кино, которая при всем богатстве русской фактуры (дымчатая северная природа - один из героев фильма) обладает отчетливо интернациональным звучанием - в конце концов встреча и конфликт двух сыновей и отца, вернувшегося неизвестно откуда после десятилетнего отсутствия, могли произойти где угодно, в любой стране. Есть, впрочем, и недостатки: телевизионные красивости, местами - полупародийные диалоги, местами - не слишком убедительная игра в жанровое кино. Но в вину режиссеру ставить их не хочется. Тем более что мне довелось видеть его первые работы - три короткометражки, снятые для телесериала "Черная комната". Между первой и третьей режиссерское мастерство вырастает на порядок. Между третьей новеллой из "Черной комнаты" ("Русская рулетка") и фильмом "Возвращение" - такая же пропасть. Если так пойдет и дальше, то на 20 тысячах метрах кодаковской пленки Звягинцев снимет по-настоящему хорошее кино.

Грех, конечно, пенять жюри на решение наградить нашего соотечественника, но если по-честному, то лучшим фильмом основного конкурса был "21 грамм" Алехандро Гонсалеса Инарриту (этот мексиканский режиссер известен нашим зрителям по своему дебюту "Сука любовь"). Однако экстраординарная, снятая на грани нервного срыва работа Инарриту удостоилась награды лишь за актерскую работу: приз за лучшую мужскую роль получил Шон Пенн, сыгравший математика, который переносит операцию по пересадке сердца (заметим в скобках, что и Бенисио дель Торо, и Наоми Уоттс, также сыгравшие главные роли в фильме Инарриту, не менее достойны любых, самых высоких наград).

Успех выпал не только на долю "Возвращения": фильм Алексея Германа-младшего "Последний поезд" удостоился специального упоминания жюри дебютов, а лучшей короткометражкой признана "Нефть" Мурада Ибрагимбекова.

Гран-при жюри присужден "Воздушному змею" ливанки Ранды Шахаль Саббаг. Приз за режиссуру абсолютно заслуженно отдан японскому режиссеру Такеши Китано ("Затойчи"). Премия за лучший сценарий вручена фильму Марко Белоккио "Доброе утро, ночь" - драме о похищении Альдо Моро, на которую итальянцы возлагали особые, не во всем сбывшиеся надежды. Приз за лучшую женскую роль присудили немке Кате Риман ("Розенштрассе" Маргарет фон Тротты). И наконец, международная ассоциация критиков (ФИПРЕССИ) предсказуемо отметила в официальной программе фильм тайваньца Цая Минь Ляна "Прощай, "Пристанище дракона". Это понятно - критики любят кино о кино. Жюри в этом году предпочло кино о жизни. Читайте в ближайших номерах нашей газеты обзор десяти лучших фильмов 60-го Венецианского фестиваля.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Венеция

  КУЛЬТУРА  
  • //  08.09.2003
Беспрецедентный успех российского кино на Венецианском фестивале
Напророчить "Золотого льва" "Возвращению" Андрея Звягинцева вашему обозревателю не составило труда >>
  • //  08.09.2003
В Ленкоме прошел сбор труппы
Театр официально отсчитывает 77-й сезон, но этот год для Ленкома -- юбилейный. Тридцать лет назад сюда пришел Марк Захаров и поставил сочиненный вместе с Юрием Визбором «Автоград XXI» -- то есть именно тогда Театр имени Ленинского комсомола выбрал тот художественный маршрут, по которому движется до сих пор. И соответствующий темп движения. >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  08.09.2003
В «Пушкинском» прошла премьера фильма «Ангелы Чарли: Только вперед»
После просмотра этого восхитительного фильма в классификатор мирового кинематографа следует внести дополнительный пункт: отныне кино бывает хорошее, плохое, индийское и про «Ангелов Чарли». Блокбастеры последнего времени чаще всего лишь прикидываются художественными фильмами, на деле являясь чем-то другим -- рекламным роликом нового автомобиля, растянутым на полтора часа музклипом или демонстрационной кассетой студии по производству специальных эффектов -- да так явно, что оценивать их потом под привычной рубрикой «кинопремьера» становится все более непросто. Однако в случае с «Ангелами Чарли» подмена происходит настолько обаятельно и симпатично, что ругаться не получается. Ну и что, что не совсем кино? Зато зритель получает все, чего он так ждал и на что надеялся со времен первой серии «Ангелов», по полной программе, с демьяновой щедростью и в лошадиных дозах. Вот если, например, муравья посадить в банку с разноцветным монпансье, а потом прокрутить ее часа полтора в стиральной машине под бодрую танцевальную музыку восьмидесятых годов, то последующая траектория передвижения насекомого по листу бумаги и будет самой емкой и наиболее адекватной рецензией на эту кинокартину. >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  08.09.2003
Народ разбирается в опере и балете
Новый сезон Большого театра начался с двух демонстраций, «оперной» и «балетной». 4 сентября масса молодых людей без опознавательных знаков начала раздавать листовки перед театром. В них анонимные авторы выступали против постановки в Большом оперы Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина (премьера предположительно будет через год). Их не устраивал собственно Сорокин («он изощренно глумится над Ахматовой, Пастернаком и другими классиками в своих текстах»). Занятно, что на защиту поэтов (в ней заведомо не нуждающихся -- где Ахматова, а где Сорокин?) выступили люди именно того типа, что в определенные времена этих поэтов душили. Просто поэты умерли, теперь можно попытаться выглядеть «хранителями основ» за их счет. Сезон, естественно, открыли, не обращая внимания на демонстрантов. И оперу теперь конечно же выпустят (в контракте с авторами театр оговорил свое право не ставить творимое по его заказу произведение, если оно театру не глянется, но, видимо, придется «хранить лицо»). >>
  • //  08.09.2003
Игорь Всеволодович Можейко умер на шестьдесят девятом году. Почти сорок лет он был не только историком, востоковедом, редким знатоком редкого бирманского языка, популяризатором науки, но и Киром Булычевым. При этом до 1982 года о том, кто же пишет замечательные фантастические истории и сценарии успешных кинофильмов, знал лишь узкий круг родных и друзей. Кир Булычев был веселым выдумщиком, изобретательным фантастом, изящным остроумцем и настоящим писателем. Книги о «девочке из будущего» Алисе Селезневой и удивительном городе Великий Гусляр выходили огромными тиражами и с удовольствием читались не только жадными до приключений отроками и отроковицами. Мультфильм «Тайна третьей планеты» и по сей день не утратил обаяния, да и другие «кирбулычевские» экранизации («Гостья из будущего», «Через тернии к звездам», «Подземелье ведьм»...) пользовались изрядным успехом. Дав волю фантазии, Игорь Можейко не расстался с ученой словесностью. Например, в интереснейшей (и достойной переиздания) книге «1185 год (Восток--Запад)» он увлекательно рассказал о том, что же происходило на всем пространстве Старого Света за полтора десятилетия до конца XII века, -- воображение здесь помогало точному знанию, а опыт беллетриста способствовал изяществу повествования. Последняя книга Кира Булычева называется «Как стать фантастом» и сопровождается характерным подзаголовком «Записки семидесятника». Конечно, это не учебник для начинающих авторов, а очень «своя» история. Конечно, в ней есть элемент ностальгии по эпохе, ознаменовавшейся -- кроме прочего -- победительным явлением Кира Булычева. Но книги про Алису и Веселый Гусляр читаются сегодня и будут читаться завтра, а будущие открыватели неведомых миров и изобретатели невероятных приключений смогут многому научиться у Кира Булычева. >>
  • //  08.09.2003
В Московском центре искусств открылась выставка графики русского авангарда
Малевич -- наше все. Как ни мучилось наше общество, как ни взывало к передвижникам и социалистическому реализму, пришлось-таки ему признать этот свершившийся помимо его воли и без его участия факт. После подтверждения абсолютной конвертируемости классика супрематизма западными аукционами, оценившими его работы в миллионы долларов, и потрясшей воображение борьбой отечественных музеев за «Черный квадрат» (обретенный в результате Государственным Эрмитажем). И все же, несмотря на очевидные сдвиги в общественном сознании и растущем буквально на глазах самосознании спонсоров, пока Америка любуется роскошной выставкой, собравшей «весь супрематизм» Малевича. Мы, его соотечественники, этой радости лишены. Кто виноват, непонятно: то ли зрители не хотят, то ли музеи не могут. В общем, вчера было рано, завтра будет поздно. >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  08.09.2003
В Третьяковской галерее открылась выставка «Кубизм»
Экспозиция «Cubisme--Кубизм--Kubismus. Художественное движение в Европе. 1906--1926» подготовлена Третьяковской галереей совместно со Шпренгель-музеем Ганновера, немецкого города, где выставка успешно экспонировалась в мае--июле в рамках Года России в Германии. В жанровом определении это выставка-променад. Променад русских по широкому проспекту европейского искусства. Помимо Третьяковки в подготовке принимали участие крупные музеи старой Европы: Центр Жоржа Помпиду, Национальный музей Пикассо (Париж), музеи Гааги, Базеля, Бонна, Саарбрюккена, Нойса, Санкт-Галлена, Канна. Кураторы -- сотрудники ГТГ Татьяна Губанова, Алла Шилова, Ирина Вакар (лучшие статьи в отлично изданном каталоге), Ирина Лебедева, Татьяна Михиенко. Променад стал возможен благодаря поддержке компаний «Бритиш Американ Тобакко Россия», ЗАО «Северсталь-групп», ОАО «Северсталь». Цель променада -- самоидентификация. Картины -- те же люди. Проспект для них -- галерейный зал. Там совершается свое, невидимое глазу дефиле. Полотна обмениваются приветствиями. Себя кажут. Других глядят. И в зависимости от амбиций и комплексов или смотрят гордо сверху вниз, или виновато спрячутся в тень и юркнут незаметно -- бочком, бочком. А то влюбляются друг в друга и кокетничают, смущенно перемигиваются: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я...» >>
//  читайте тему:  Выставки
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ