N°166 08 сентября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Чокнуться? Можно! В Третьяковской галерее открылась выставка «Кубизм»
Экспозиция «Cubisme--Кубизм--Kubismus. Художественное движение в Европе. 1906--1926» подготовлена Третьяковской галереей совместно со Шпренгель-музеем Ганновера, немецкого города, где выставка успешно экспонировалась в мае--июле в рамках Года России в Германии. В жанровом определении это выставка-променад. Променад русских по широкому проспекту европейского искусства. Помимо Третьяковки в подготовке принимали участие крупные музеи старой Европы: Центр Жоржа Помпиду, Национальный музей Пикассо (Париж), музеи Гааги, Базеля, Бонна, Саарбрюккена, Нойса, Санкт-Галлена, Канна. Кураторы -- сотрудники ГТГ Татьяна Губанова, Алла Шилова, Ирина Вакар (лучшие статьи в отлично изданном каталоге), Ирина Лебедева, Татьяна Михиенко. Променад стал возможен благодаря поддержке компаний «Бритиш Американ Тобакко Россия», ЗАО «Северсталь-групп», ОАО «Северсталь». Цель променада -- самоидентификация. Картины -- те же люди. Проспект для них -- галерейный зал. Там совершается свое, невидимое глазу дефиле. Полотна обмениваются приветствиями. Себя кажут. Других глядят. И в зависимости от амбиций и комплексов или смотрят гордо сверху вниз, или виновато спрячутся в тень и юркнут незаметно -- бочком, бочком. А то влюбляются друг в друга и кокетничают, смущенно перемигиваются: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я...»
Несколько лет назад подобный променад для русских картин устроили (в Эрмитаже и ГМИИ) на улице Сезанна. И -- честно говоря -- полноценный диалог тогда не задался. Смутили нашего брата очень. В сравнении с перфекционизмом и респектабельностью французского мэтра наши Ларионовы и Кончаловские смотрелись как советские бухгалтеры, выбравшиеся первый раз за кордон в составе экскурсионной группы, сопровождаемой «искусствоведами в штатском». Кургузыми они были и жалкими. Страдали от комплекса собственной неполноценности. А виноваты в том бестактные кураторы. Надо было расеян уважить. Стопочку налить, обогреть, разговорить. Чтобы те же Ларионов и Кончаловской не пародией на французский лоск представлялись, а собственную историю поведали и честной народ могучей самобытностью бы своей потрясли. Время пришло. Политкорректность восторжествовала. Нынешняя выставка -- пример удивительно уважительного, бережного отношения хозяев и гостей, аборигенов и иноземцев друг к другу. Кубизм оказался очень компанейским стилем. Конечно, он имеет свою философскую базу: преодоление иллюзионизма «видимой действительности» (Гийом Аполлинер) в стремлении подняться к чистому демиургическому акту, освоить протоструктуры, материальную сущность мира (Давид Бурлюк). Конечно, в его истории есть свои главы, герои, расцветы и закаты. Конечно, французы Глез, Метценже, Ле Фоконье -- строгие теоретики-аналитики, Пикассо -- одержимый экспериментатор, а русские -- любители быстрой езды, авантюристы, скрестившие в своих картинах «коня и трепетную лань»: статичный кубизм и деструктивный, сверхдинамичный итальянский футуризм (Дмитрий Сарабьянов). Только у нас получилась гремучая смесь: кубофутуризм. Чудище «обло и лайяй». И все же, несмотря на разные характеры собравшихся на выставку «Кубизм» полотен, гравюр, рисунков и скульптур, дружелюбие и мир воцарились сразу. Никто никого не задевает, не высмеивает, не пародирует и не унижает. Много пространства, воздуха, всем уютно и хорошо. Первобытные бабы Пикассо раскачиваются в ритме танца «Обнаженной негритянки» Гончаровой, «Гитара-фуга» Удальцовой тренькает в такт гитаре Жоржа Брака, лошади на холсте Франца Марка мирно пасутся рядом с бронзовым конем Раймона Дюшана-Вийона. Но главной объединяющей темой стала конечно же хрустально-бокальная, винно-водочная, рюмочно-бутылочная. Рюмки Удальцовой чокаются с бокалами Метценже, графины Экстер глядятся в бутылки Маркусси, в стаканы Брака наливается вино из кувшина Лентулова. Русско-французско-немецкий променад по столичным проспектам искусств переходит в стадию всеобщего застолья. Так тому и быть. Ведь что такое, в сущности, кубизм? Мир, увиденный сквозь стекло граненого стакана. Подпись: Брендом выставки могут служить натюрморты Жоржа Брака. Они рассыпаны по всему миру. Этот, 1929 года, хранится в Вашингтонской национальной галерее. Найдите, как говорят, десять отличий с теми, что висят в залах ГТГ
Беспрецедентный успех российского кино на Венецианском фестивале Напророчить "Золотого льва" "Возвращению" Андрея Звягинцева вашему обозревателю не составило труда >>
В Ленкоме прошел сбор труппы Театр официально отсчитывает 77-й сезон, но этот год для Ленкома -- юбилейный. Тридцать лет назад сюда пришел Марк Захаров и поставил сочиненный вместе с Юрием Визбором «Автоград XXI» -- то есть именно тогда Театр имени Ленинского комсомола выбрал тот художественный маршрут, по которому движется до сих пор. И соответствующий темп движения. >>
В «Пушкинском» прошла премьера фильма «Ангелы Чарли: Только вперед» После просмотра этого восхитительного фильма в классификатор мирового кинематографа следует внести дополнительный пункт: отныне кино бывает хорошее, плохое, индийское и про «Ангелов Чарли». Блокбастеры последнего времени чаще всего лишь прикидываются художественными фильмами, на деле являясь чем-то другим -- рекламным роликом нового автомобиля, растянутым на полтора часа музклипом или демонстрационной кассетой студии по производству специальных эффектов -- да так явно, что оценивать их потом под привычной рубрикой «кинопремьера» становится все более непросто. Однако в случае с «Ангелами Чарли» подмена происходит настолько обаятельно и симпатично, что ругаться не получается. Ну и что, что не совсем кино? Зато зритель получает все, чего он так ждал и на что надеялся со времен первой серии «Ангелов», по полной программе, с демьяновой щедростью и в лошадиных дозах. Вот если, например, муравья посадить в банку с разноцветным монпансье, а потом прокрутить ее часа полтора в стиральной машине под бодрую танцевальную музыку восьмидесятых годов, то последующая траектория передвижения насекомого по листу бумаги и будет самой емкой и наиболее адекватной рецензией на эту кинокартину. >>
Народ разбирается в опере и балете Новый сезон Большого театра начался с двух демонстраций, «оперной» и «балетной». 4 сентября масса молодых людей без опознавательных знаков начала раздавать листовки перед театром. В них анонимные авторы выступали против постановки в Большом оперы Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина (премьера предположительно будет через год). Их не устраивал собственно Сорокин («он изощренно глумится над Ахматовой, Пастернаком и другими классиками в своих текстах»). Занятно, что на защиту поэтов (в ней заведомо не нуждающихся -- где Ахматова, а где Сорокин?) выступили люди именно того типа, что в определенные времена этих поэтов душили. Просто поэты умерли, теперь можно попытаться выглядеть «хранителями основ» за их счет. Сезон, естественно, открыли, не обращая внимания на демонстрантов. И оперу теперь конечно же выпустят (в контракте с авторами театр оговорил свое право не ставить творимое по его заказу произведение, если оно театру не глянется, но, видимо, придется «хранить лицо»). >>
Игорь Всеволодович Можейко умер на шестьдесят девятом году. Почти сорок лет он был не только историком, востоковедом, редким знатоком редкого бирманского языка, популяризатором науки, но и Киром Булычевым. При этом до 1982 года о том, кто же пишет замечательные фантастические истории и сценарии успешных кинофильмов, знал лишь узкий круг родных и друзей. Кир Булычев был веселым выдумщиком, изобретательным фантастом, изящным остроумцем и настоящим писателем. Книги о «девочке из будущего» Алисе Селезневой и удивительном городе Великий Гусляр выходили огромными тиражами и с удовольствием читались не только жадными до приключений отроками и отроковицами. Мультфильм «Тайна третьей планеты» и по сей день не утратил обаяния, да и другие «кирбулычевские» экранизации («Гостья из будущего», «Через тернии к звездам», «Подземелье ведьм»...) пользовались изрядным успехом. Дав волю фантазии, Игорь Можейко не расстался с ученой словесностью. Например, в интереснейшей (и достойной переиздания) книге «1185 год (Восток--Запад)» он увлекательно рассказал о том, что же происходило на всем пространстве Старого Света за полтора десятилетия до конца XII века, -- воображение здесь помогало точному знанию, а опыт беллетриста способствовал изяществу повествования. Последняя книга Кира Булычева называется «Как стать фантастом» и сопровождается характерным подзаголовком «Записки семидесятника». Конечно, это не учебник для начинающих авторов, а очень «своя» история. Конечно, в ней есть элемент ностальгии по эпохе, ознаменовавшейся -- кроме прочего -- победительным явлением Кира Булычева. Но книги про Алису и Веселый Гусляр читаются сегодня и будут читаться завтра, а будущие открыватели неведомых миров и изобретатели невероятных приключений смогут многому научиться у Кира Булычева. >>
В Московском центре искусств открылась выставка графики русского авангарда Малевич -- наше все. Как ни мучилось наше общество, как ни взывало к передвижникам и социалистическому реализму, пришлось-таки ему признать этот свершившийся помимо его воли и без его участия факт. После подтверждения абсолютной конвертируемости классика супрематизма западными аукционами, оценившими его работы в миллионы долларов, и потрясшей воображение борьбой отечественных музеев за «Черный квадрат» (обретенный в результате Государственным Эрмитажем). И все же, несмотря на очевидные сдвиги в общественном сознании и растущем буквально на глазах самосознании спонсоров, пока Америка любуется роскошной выставкой, собравшей «весь супрематизм» Малевича. Мы, его соотечественники, этой радости лишены. Кто виноват, непонятно: то ли зрители не хотят, то ли музеи не могут. В общем, вчера было рано, завтра будет поздно. >>
В Третьяковской галерее открылась выставка «Кубизм» Экспозиция «Cubisme--Кубизм--Kubismus. Художественное движение в Европе. 1906--1926» подготовлена Третьяковской галереей совместно со Шпренгель-музеем Ганновера, немецкого города, где выставка успешно экспонировалась в мае--июле в рамках Года России в Германии. В жанровом определении это выставка-променад. Променад русских по широкому проспекту европейского искусства. Помимо Третьяковки в подготовке принимали участие крупные музеи старой Европы: Центр Жоржа Помпиду, Национальный музей Пикассо (Париж), музеи Гааги, Базеля, Бонна, Саарбрюккена, Нойса, Санкт-Галлена, Канна. Кураторы -- сотрудники ГТГ Татьяна Губанова, Алла Шилова, Ирина Вакар (лучшие статьи в отлично изданном каталоге), Ирина Лебедева, Татьяна Михиенко. Променад стал возможен благодаря поддержке компаний «Бритиш Американ Тобакко Россия», ЗАО «Северсталь-групп», ОАО «Северсталь». Цель променада -- самоидентификация. Картины -- те же люди. Проспект для них -- галерейный зал. Там совершается свое, невидимое глазу дефиле. Полотна обмениваются приветствиями. Себя кажут. Других глядят. И в зависимости от амбиций и комплексов или смотрят гордо сверху вниз, или виновато спрячутся в тень и юркнут незаметно -- бочком, бочком. А то влюбляются друг в друга и кокетничают, смущенно перемигиваются: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я...» >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|