Напророчить "Золотого льва" "Возвращению" Андрея Звягинцева вашему обозревателю не составило труда. Венецианскому фестивалю, который за минувшие 12 дней не раз обвиняли в слабости основного конкурса, была жизненно необходима интрига, которая смогла бы развлечь заскучавшую ближе к финалу прессу и публику. Такой интригой и стала победа "Возвращения" - драмы практически никому не известного и не слишком молодого дебютанта Андрея Звягинцева.
В 1962 году Венеция открыла Тарковского. Уже сейчас успех Звягинцева (помимо "Золотого льва" фильм получил приз Луиджи де Лаурентиса за лучший дебют - 100 тысяч евро продюсеру и режиссеру и 20 тысяч метров пленки "Кодак" для съемок следующей картины) сравнивают с давним триумфом режиссера "Иванова детства". Конечно, "Возвращение" не "Иваново детство". Несомненное достоинство фильма заключается в том, что это первая полноценная, нестыдная драма в постсоветском кино, которая при всем богатстве русской фактуры (дымчатая северная природа - один из героев фильма) обладает отчетливо интернациональным звучанием - в конце концов встреча и конфликт двух сыновей и отца, вернувшегося неизвестно откуда после десятилетнего отсутствия, могли произойти где угодно, в любой стране. Есть, впрочем, и недостатки: телевизионные красивости, местами - полупародийные диалоги, местами - не слишком убедительная игра в жанровое кино. Но в вину режиссеру ставить их не хочется. Тем более что мне довелось видеть его первые работы - три короткометражки, снятые для телесериала "Черная комната". Между первой и третьей режиссерское мастерство вырастает на порядок. Между третьей новеллой из "Черной комнаты" ("Русская рулетка") и фильмом "Возвращение" - такая же пропасть. Если так пойдет и дальше, то на 20 тысячах метрах кодаковской пленки Звягинцев снимет по-настоящему хорошее кино.
Грех, конечно, пенять жюри на решение наградить нашего соотечественника, но если по-честному, то лучшим фильмом основного конкурса был "21 грамм" Алехандро Гонсалеса Инарриту (этот мексиканский режиссер известен нашим зрителям по своему дебюту "Сука любовь"). Однако экстраординарная, снятая на грани нервного срыва работа Инарриту удостоилась награды лишь за актерскую работу: приз за лучшую мужскую роль получил Шон Пенн, сыгравший математика, который переносит операцию по пересадке сердца (заметим в скобках, что и Бенисио дель Торо, и Наоми Уоттс, также сыгравшие главные роли в фильме Инарриту, не менее достойны любых, самых высоких наград).
Успех выпал не только на долю "Возвращения": фильм Алексея Германа-младшего "Последний поезд" удостоился специального упоминания жюри дебютов, а лучшей короткометражкой признана "Нефть" Мурада Ибрагимбекова.
Гран-при жюри присужден "Воздушному змею" ливанки Ранды Шахаль Саббаг. Приз за режиссуру абсолютно заслуженно отдан японскому режиссеру Такеши Китано ("Затойчи"). Премия за лучший сценарий вручена фильму Марко Белоккио "Доброе утро, ночь" - драме о похищении Альдо Моро, на которую итальянцы возлагали особые, не во всем сбывшиеся надежды. Приз за лучшую женскую роль присудили немке Кате Риман ("Розенштрассе" Маргарет фон Тротты). И наконец, международная ассоциация критиков (ФИПРЕССИ) предсказуемо отметила в официальной программе фильм тайваньца Цая Минь Ляна "Прощай, "Пристанище дракона". Это понятно - критики любят кино о кино. Жюри в этом году предпочло кино о жизни. Читайте в ближайших номерах нашей газеты обзор десяти лучших фильмов 60-го Венецианского фестиваля.